Воспитательная работа как средство исправления осужденных в ИУ
Воспитательная работа с осужденными как одно из основных средств исправления осужденных обозначено в ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. И если подходить объективно: то на вопрос как можно исправить человека, совершившего уголовное преступление и отбывающего за это наказание в местах лишения свободы. Видимо первое и самое главное, что приходит на ум для ответа просвещенным людям: необходимо проводить с ним воспитательную работу. Правовое регулирование содержания воспитательной работы с осужденными в ИУ раскрыто в главе 15 УИК РФ, которая называется «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы».Здесь изложены цели, основные направления, формы и методы проведения воспитательной работы с осужденными.
Статья 110.Основные формы и методы воспитательной работы осужденных к лишению свободы.
1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
В соответствии со словарем С.И.Ожегова «воспитать – вырастить, дав образование, обучив правилам поведения». В другом значении здесь же указывается, что «воспитать – путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер». Вот как дается определение понятию «воспитание» в энциклопедическом словаре.
«Воспитание– процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением»[3].
Проведение в исправительных учреждениях воспитательной работы с осужденными – одно из средств, направленное на обеспечение возвращения обратно в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Воспитательные воздействия на осужденных в ИУ не может быть неорганизованным спонтанным воздействием персонала, представителей государственных, общественных либо религиозных организаций. Должна иметь место система воздействий, комплекс воздействий, определены ресурсы и обязанности должностных лиц, а также сделано научное обоснование содержания воздействий с прогнозом получения определенного результата.
Воспитательная работа - деятельность субъектов, имеющих правомочия на содействие средствами обучения, внушения и упражнений в организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание
условий для полноценного развития личности.
Что касается ИУ, то организация деятельности по воспитанию осужденных с целью их исправления характеризуется особой необходимостью ее упорядоченности правовыми нормами, правилами и инструкциями по нескольким причинам:
а) необходимость ее регламентации продиктована для того, чтобы субъекты воспитательной работы не могли уходить от тех ее направлений, которые обозначены в законодательстве;
б) она должна строиться только в соответствии с предусмотренными законодательством средствами и способами, т.е. должны применяться формы и методы, которые закреплены в нормативно-правовых актах;
в) названная деятельность предполагает участие и быть подконтрольной специальным государственным структурам и гражданскому обществу, что позволит избегать злоупотреблений, нарушений и обеспечивать ее соответствие требованиям нормативно-правовых актов;
г) она выполняет весьма специфическую функцию принудительного воздействия на лиц, содержащихся в ИУ, т.е. выражения желания лиц, отбывающих наказания о том, чтобы на них воздействовали или нет – не требуется; государство обязывает персонал ИУ осуществлять проведение воспитательной работы со всеми лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, с целью их приобщения к организации жизнедеятельности и поведения в соответствии с общепринятыми в обществе правилами.
Основные положения, которые должны предопределять позитивную организацию жизнедеятельности граждан, а также их права и свободы в нашей стране, закреплены в Конституции Российской Федерации. К ним следует отнести отражение в ее нормах в качестве основ организации государственного строительства:
Развитие демократии,