Рязанская Православная Духовная семинария

Рязанская Православная Духовная семинария

Управление Рязанской Епархии Русской Православной Церкви

Ананьев О.Г.

Русская Православная Церковь

И уголовно-исполнительная система

(РПЦ и УИС)

Курс лекций

Рязань 2016

Пояснительная записка

Основная цель данного курса лекций – оказать содействие лицам, которым возможно предстоит осуществлять христианское православное служение в местах лишения свободы, в овладении определенными знаниями, необходимыми для того, чтобы ориентироваться в деятельности уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний России, а затем строить свою работу.

Христианское тюремное служение – это, прежде всего, тяжелый и ответственный труд. Это труд священнослужителя, несущего Благую весть в исправительные учреждения и следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Это все не так просто. И чтобы эффективно на этой территории работать, необходимо знать все основные законы и правила, по которым живут люди в этих учреждениях. У преступников нет законов, нет правил. Они у Бога, а у заключенных – просто криминальные тюремные традиции. В исправительных учреждениях важно выполнять официальные законодательные нормы и правила, выработанные исторически человеческой цивилизацией и не попадать под влияние уголовных «правил». Поэтому каждый посещающий исправительное учреждение с Евангелием в руках и Словом Божьим на устах должен четко знать и помнить цель своего служения и методы достижения этой цели.

«У каждого человека свой путь к Богу. Кто-то родился и воспитывался в религиозной семье, другой постиг истинные ценности, изучая Священное Писание (Библию), третьему помог священнослужитель. Но есть определенная часть людей, которая приходит к Богу через великие испытания (горе, болезни, несчастья и т.п.). И среди них - наши сограждане, совершившие преступления и получившие за это наказание в виде лишения свободы. Это, в основном, заблудшие души. Именно они нуждаются в добром слове и наставлении наиболее всего, т.к. отклонились от поведения и организации своей жизнедеятельности в соответствии с правилами, принятыми среди людей».

Настоящий курс предполагает донести до тех людей, которым предстоит нести тюремное служение, основные понятия о нормативной базе, определяющей деятельность мест лишения свободы и условиях их реальной деятельности. Полезными будут знания об организации деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы по исправлению и ресоциализации осужденных, опыт привлечения сил общества для содействия этой работе, режимные требования и правила поведения лиц, посещающих исправительные учреждения, а также рекомендации ведущих пенитенциарных ученых по особенностям работы с отдельными категориями заключенных и осужденных.

СОДЕРЖАНИЕ:

Лекция 1: Общие понятия о преступлении, наказании, судопроизводстве и правоохранительной деятельности по законодательству РФ.

Лекция 2. Виды мест лишения свободы по уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации.

Лекция 3. О существующей системе исправления осужденных и ее проблемах. Основные средства исправления осужденных, их общая характеристика.

Лекция 4. Особенности проведения социальной и воспитательной работы, а также оказания психологической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы.

Лекция 5. Организация индивидуально-воспитательной работы с лицами, в отношении которых применены установленные законодательством РФ санкции о содержании в местах лишения свободы.

Лекция 6. Взаимодействие ИУ с государственными, общественными, религиозными и другими организациями в деятельности по исправлению и ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Лекция 7. Установленный порядок отбывания наказания (режим) – одно из основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы.

Лекция 8. О состоянии преступности и правонарушениях, совершаемых лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Лекция 9. Духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Лекция 10. Духовное просвещение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Введение

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время в колониях и тюрьмах страны содержатся около 800 тыс. человек. Чаще всего они работают на устаревшем оборудовании, заняты тяжелыми видами труда. Неволя здесь убивает творчество. В колониях находятся трудоспособные, преимущественно молодые люди. После 5-7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения психики.

Проблема преступности в исправительных учреждениях остается актуальной для всего мирового сообщества, озабоченного поиском и выработкой гуманно-эффективных мер профилактического воздействия и борьбы с этим опасным явлением.

Цели наказания

Любое разумное действие человека обязательно должно преследовать определенную цель, в противном случае его можно назвать бессмысленным. Цели во многом определяют пути, методы и средства их достижения. Данные положения целиком относятся и к целям уголовного наказания, которые оказывают сильное, зачастую определяющее влияние на все уголовное право. Так, если основная задача наказания — объявить кару, возмездие за преступление, то соответственно самой популярной санкцией должна стать смертная казнь. Отомрут за ненадобностью такие институты, как условное осуждение, давность привлечения к уголовной ответственности, освобождение от уголовной ответственности и наказания и т. д.

Основными целями наказания в отечественном уголовном праве являются восстаноааение социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений 1)Восстановление социальной справедливости. Оно осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и др.; граждане убеждаются в том, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника и наказывают его в соответствии с законом исходя из рациональных и социопсихологических соображений, т. е. учитывая начала эффективности, соразмерности, гуманизма. Применительно к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить и возможность возмещения причиненного вреда, и — в возможных пределах — предусматривается соразмерность лишения или предупреждение о не совершении впредь такого преступления именно лицом, его совершившим.

2) Специальная превенция. Ее адресатом является лицо, осужденное за преступление. Сам факт совершения преступления свидетельствует о наличии криминогенных свойств личности и характера преступника, а значит, велика вероятность совершения им в будущем новых преступлений. Понятно, что государство не может относиться к такой ситуации безразлично. Оно стремится к исправлению преступника, к замещению отрицательных установок личности преступника на положительные. Таким образом, целью наказания является исправление осужденного, воспитание его как непреступника, т. е. лица, не совершающего преступления.

3) Общая превенция. Общая превенция - это предупреждение совершения преступлений иными лицами. Дело в том, что среди законопослушных граждан обязательно есть такая категория лиц, которые хотя и повелением в виде административных, дисциплинарных, просто аморальных проступков демонстрируют возможность и способность совершить также и преступление. В случае гласности судебных процессов, доступности для общества судебных приговоров, свидетельствующих о неотвратимости наказания, такие лица, возможно, не один раз подумают, прежде чем взять в руки нож или отмычку.

4) Возмездие. Эта цель внутренне присуща любому наказанию. В самом деле, суть любого наказания заключается в ограничении или лишении прав, т. е. изменении привычных условий существования в сторону ужесточения. Такой переход с необходимостью вызывает страдания, ощущение наступившего возмездия. Таким образом, элемент кары обязательно присущ уголовному наказанию. Доктрина отечественного уголовного права определяет, что кара, однако, является не самоцелью, а лишь средством достижения цели исправления осужденных посредством устрашения. К сожалению, далеко не всегда уголовное право последовательно придерживается этого принципа, о чем свидетельствует наличие в УК РФ такого вида наказания, как смертная казнь. Понятно, что в этом случае на первый план выходит цель возмездия за преступление, а об исправлении, естественно, речь уже не идет.

Цели уголовного наказания — те конечные фактические результаты, которых стремится достичь государство, устанавливая наказание в уголовном законе, определяя меру наказания лицу, виновному в совершении преступления, и применяя эту меру. Согласно ч. 2 ст. 43 УК целями наказания являются восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (превенция).

Цель восстановления социальной справедливости — это по существу модифицированная цель кары (от глагола «корить» — укорять, упрекать, порицать, позорить). Реализация данной цели предполагает не месть, возмездие или требование ужесточения санкций, а справедливое осуждение совершенного преступления, порицание виновного и применение при необходимости предусмотренных уголовным законом лишений и ограничений его прав и свободза то, чтоэто лицо совершило,и в меру того, что оно совершило, т.е. соразмерное воздаяние виновному за содеянное в целях удовлетворения чувства справедливости граждан, вызванного фактом совершения преступления (обеспечения торжества справедливости), а также исправления виновного и предупреждения новых преступлений. Данная цель не предполагает намеренное причинение страданий осужденному или стремление к устрашению или ужесточению наказаний. Согласно ст. 21 Конституции РФ и ст. 7 УК наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Восстановление социальной справедливости (кара) является одной из целей уголовного наказания — не единственной и не главной, но непременной и весьма важной. Это ближайшая цель, достигаемая уже самим фактом справедливого осуждения виновного за то, что он совершил, и в меру того, что он совершил. При этом она является так называемой промежуточной целью, реализация которой служит необходимой предпосылкой и определенной ступенью на пути осуществления иных — перспективных целей, стоящих перед наказанием. Во многих случаях эта цель оказывается единственной реально достигаемой в результате применения уголовного наказания. Другие — перспективные цели исправления осужденного и предупреждения новых преступлений — могут быть достигнуты лишь в будущем, а могут и не быть достигнуты вовсе, что нередко имеет место.

Цель исправления осужденного заключается в изменении посредством применения уголовного наказания негативных свойств личности виновного, приведших его к совершению преступления, чтобы сделать его безопасным, правопослушным членом общества. Эта цель реализуется посредством оказания на осужденного необходимого, вызываемого характером и степенью его социально-нравственной «испорченности», исправительно-воспитательного воздействия при назначении наказания и в процессе его исполнения. Имеет значение использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного: установление режима отбывания наказания, применение специальных воспитательных мероприятий, привлечение осужденного к полезному труду, общеобразовательное и профессиональное обучение и т.п. Большое значение имеет самовоспитание, стремление самого осужденного к исправлению, которое необходимо всячески стимулировать.

Цель предупреждения совершения новых преступлений (превенция) состоит в том, чтобы посредством применения уголовного наказания в отношении лица, совершившего преступление, добиться, чтобы ни само это лицо, испытавшее воздействие наказания, ни какие-либо другие лица, которым известен факт применения наказания, не совершали преступлений. В УК 1996 г., в отличие от УК 1960 г., эта цель не подразделяется на цели специального и общего предупреждения. Однако предпочтительным является решение, реализованное в ст. 1 УИК, где данная цель сформулирована точнее: «предупреждение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».

Цель специального (частного) предупреждения заключается в оказании на осужденного посредством использования карательных, воспитательных и предупредительных возможностей назначенного ему уголовного наказания такого психологического и иного воспитательно-предупредительного воздействия, которое удерживало бы его в дальнейшем от совершения новых преступлений. Средством реализации данной цели является также лишение или ограничение лица, к которому применено наказание, фактической возможности совершать новые преступления — путем установления контроля за поведением осужденного, изоляции его от общества, лишения его права занимать должности или заниматься определенной деятельностью и т.п. Эта цель достигается неотвратимостью и своевременностью осуждения виновного и применения к нему наказания, а также справедливостью наказания и правильной организацией его исполнения. Определенное удерживающее значение имеет и строгость содержащегося в санкции и реально применяемого наказания. Показателем эффективности осуществления данной цели является реальное снижение уровня рецидива.

Цель общего предупреждения предполагает оказание посредством установления наказания в уголовном законе и фактического его применения к лицу, виновному в совершении преступного деяния, психологического — по существу устрашающего и потому удерживающего воздействия на граждан, способных при определенных условиях совершить то или иное преступление. Общее предупредительное значение имеет как факт обоснованного установления наказания в уголовном законе, так и факт его своевременного и справедливого назначения виновному и надлежащая организация его исполнения. Эффективность достижения этой цели обеспечивается, прежде всего, строгостью, но еще более — неотвратимостью уголовно-правового воздействия в отношении лиц, виновных в совершении преступлений.

Сформулированные в ч. 2 ст. 43 УК цели наказания служат ориентирами для законодателя и правоприменительных органов государства в решении вопросов наиболее эффективного использования возможностей уголовных наказаний в противодействии преступлениям. Цели наказания лежат в основе предусмотренной УК системы наказаний (ст. 44-59), правил назначения наказания (гл. 10) и системы уголовно-правовых санкций. Цели определяют и характер правоприменительной деятельности, принимаются во внимание при назначении и исполнении наказания.

Все цели наказания тесно между собою связаны, что не исключает изменений в тот или иной период в их соотношении и приоритета одной цели перед другой. Эти изменения могут быть связаны с состоянием преступности в целом, распространенностью и общественной опасностью отдельных видов преступлений, тенденциями в уголовной политике и законодательстве, изменениями в социальной и экономической жизни общества и т.п.

Уголовное судопроизводство

Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному. Оно призвано разрешать вопросы в сфере наиболее значимых и опасных в обществе правонарушений, именуемых преступлениями. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации регламентируется исключительно Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Это объясняется и повышенной степенью опасности правонарушений, признаваемых преступлениями, и применением к нарушителю наиболее жестких санкций, как правило направленных на личность (ограничение, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Правда есть одно маленькое исключение. Согласно части 3 статьи 1 УПК РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора


Административное судопроизводство

Административное судопроизводство в большинстве своем регулирует решения тех вопросов правонарушения, которые не вошли в область уголовного. Как было сказано выше, правонарушения делятся на две большие группы: общественно-опасные (преступления) и общественно-вредные (административные проступки). Правда это деление весьма условное и довольно зыбкое. Те правонарушения, которые государство признает сегодня как административные проступки, завтра может отнести к преступлениям и наоборот. Такое уже не раз случалось.

Необходимо отметить, что административное судопроизводство, в отличии от других судопроизводств, на момент написания настоящей статьи не имеет своего единого процессуального кодекса или закона, регулирующего основные вопросы административного судопроизводства. Одна часть норм содержаться в ГПК РФ, другая в АПК РФ, третья - в КоАП РФ.

Правда уже в текущем году, а именно осенью 2015 вступает в силу новый процессуальный кодекс (Кодекс административного судопроизводства РФ), как раз регулирующий административное судопроизводство, и основная часть вопросов будет теперь кодифицирована одним нормативным актом, хотя, к сожалению, часть вопросов все же останется за пределами нового кодекса. Но лиха беда начало.

Таблица.

Таблица.

Пенитенциарная система России Пенитенциарная система США.  
Преимущественное коллективное отбывание наказания. Коллективные формы воздействия (собрания, др, мероприятия). Цели - исправление. Дифференциация в зависимости от тяжести преступления.   Освобождение в зависимостиотправовой регламентации. Средства воздействия: Коллективный или индивидуальный труд, обучение, режим. Определенный приговор: Он может быть сокращен в зависимости от статьи и положительной характеристики Преимущественное одиночное (тюремное) отбывание наказания. Индивидуальные формы воздействия. Групповой тренинг. Цели - перевоспитание вместо наказания. Дифференциация в зависимости не от тяжести преступления, а в соответствии с особенностями личности. Немедленное освобождение, как только доказал свое исправление. Средства воздействия: В основном, психотерапия, «модификация поведения».   Неопределенный приговор: Отказ суда в назначении срока для того, чтобы стимулировать исправление заключенного и исключить возможность содержания в тюрьме уже исправившихся.

Таким образом, социогенные модели более широко включают в себя программы расширения контактов заключенных с внешним миром. В последнее время условия содержания и исправления правонарушителей направлены на максимальное приближение заключенных к условиям жизни на свободе.

В последние годы все большее значение приобретает теория воспитательного или некарательного воздействия на заключенных, модель справедливости и ресоциализации. Данные модели исправления считаются не только наиболее гуманными, но и наиболее результативными.

Если же сравнивать характеристики пенитенциарных систем России и США, то можно сказать следующее:

а) в России преимущественно коллективное отбывание наказания, в США - одиночное;

б) цели: в России - исправление, В США - перевоспитание;

в) в России - освобождение в зависимости от правовой регламентации, в США - немедленное освобождение после доказательства исправления;

г) средства воздействия в России - коллективный труд, в США -психотерапия;

д) в России приговор определён сроками заключения, в США - не определен.

Какая из этих систем совершенней и действенней - не известно, однако в США ежегодно совершается меньше уголовных преступлений, чем в России. Несмотря на это, обе эти системы соответствуют международным стандартам исправления и содержания осужденных к лишению свободы.

Литература:

Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1997 года.

Федеральный закон №103-ФЗ от 15.07.95 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Издательство Вердикт 1М, 1997.

Социальная работа с осужденными в УИС. АПУ МЮ РФ. Рязань. 2005.

Социальная работа с осужденными в ИУ. АПУ МЮ РФ. Рязань. 2007.

Уголовно-исполнительное право. АПУ МЮ РФ. Рязань. 2006.

Развитие демократии,

Верховенство закона,

И другие.

Важной ценностью для построения отношений в обществе между государством и гражданами являются права и свободы, которые также закреплены в Конституции Российской Федерации и которые должны быть охраняемы правоохранительными структурами, имеющимися в стране.

Наиболее значимые права и свободы для организации жизнедеятельности ее граждан, нашедшие свое отражение в основном законе страны, следующие:

право на труд, гарантии социального обеспечения, право на охрану здоровья, право на образование и самообразование, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, свобода вероисповедания, свобода литературного, художественного и других видов творчества[4]. Разъяснение и обучение граждан правильным использованием ими прав и свобод должно быть в центре внимания всех государственных и общественных организаций.

Многие лица, которые имеют ресурсы на возвращение к нормальной организации своей жизнедеятельности после освобождения из ИУ, нуждаются в социальной помощи и воспитательных воздействиях с целью изменения свойств личности. Здесь также имеется необходимость работы над устранением основных факторов, способствовавших совершению преступлений, восстановления позитивных знаний, умений и навыков, а

витоге должно быть – убеждение и принуждение (склонение) личности осужденного в ИУ к правильной организации своей жизнедеятельности в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Однако понимание необходимости работы над своей личностью на уровне самосознания ее проблем, демонстрируют не значительные группы осужденных. Осуществлять воспитательные воздействия с целью изменения личности осужденных - в этом и состоит суть воспитательной деятельности, которая должна быть организована персоналом, всеми государственными и общественными структурами в каждом исправительном учреждении. Основой такой деятельности является Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает общие нормы регламентирующие пределы реализации прав и свобод гражданами страны. Именно конституционные положения являются основными в вопросах правовой регламентации проведения воспитательной работы с осужденными в ИУ. А конкретные виды правоотношений, возникающих в различных сферах организации жизнедеятельности граждан в стране, регулируется различными отраслями Российского законодательства.

Система законодательных актов, непосредственно относящихся к уголовно-исполнительному законодательству, регулирующему проведение воспитательной работы с осужденными в ИУ, начинается с Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.
Он также закрепляет принципы деятельности уголовно-исполнительной системы в отношении лиц, отбывающих наказания.
В нем записано, что деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека[5]. В обязанности учреждений, исполняющих наказания,
входит: исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В перечне прав, предоставленных учреждениям, исполняющим наказания, определено, что они могут: требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

Однако самым значимым законодательным актом федерального уровня для регулирования вопросов организации и проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом №1-ФЗ от 8 января 1997 года (далее – УИК РФ).

Возможности воспитательного, а не устрашающего воздействия на осужденных в период отбывания ими уголовных наказаний, предопределены уже в первой главе Уголовно-исполнительного кодекса в статье 8, закрепляющей принципы уголовно-исполнительного законодательств, к которым отнесены: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Понятие «воспитательное воздействие» непосредственно связано с понятием «исправление». При всей неоднозначности к законодательному изложению понятия «исправления», его использование предполагает определенные воздействия на наш объект – осужденных, отбывающих наказание за совершенные преступления. Статья 9 УИК РФ раскрывает понятие исправления осужденных и определяет основные средства, которые используются для этого. Понятие «исправление осужденных» включает в себя - формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных отнесены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. В числе перечисленных средств исправления, наравне с другими включена «воспитательная работа». Отсюда следует, что законодатель отчетливо осознавал значимость включения указанного средства в число «основных». Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Указанные средства исправления должны объективно работать, т.е. иметь воздействие на лиц, отбывающих наказание, однако в реальной практике исполнения наказания в виде лишения свободы имеются значительные проблемы в применении указанных средств.

Глава 15 особенной части УИК РФ предусматривает регулирование «воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы»[6]. В указанной главе настоящего кодекса статья 109 (Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы) содержит указание, чтовоспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Статья 110 УИК РФ (Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы) раскрывает направления проведения воспитательной работы с осужденными в ИУ. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Для реализации вышеуказанной нормы было принято Постановление Правительства РФ №974 от 2 августа 1997 года «Об утверждении норм материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях».В соответствии с утвержденными нормами создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными установлено, что каждое исправительная и воспитательная колонии должны иметь следующие помещения:
- зрительный зал для массовой воспитательной работы;
- класс общеобразовательного обучения;

- комната воспитательной работы;

- помещение радиоузла;

- читальный зал библиотеки;

- книгохранилище библиотеки;

- летняя площадка для просмотра кинофильмов со зрительскими местами.

Для каждого вида из указанных исправительных учреждений установлены нормативы расчета площадей на определенное количество содержащихся лиц.

Для результативного использования имеющихся в УИС ресурсов в отношении лиц, отбывающих наказания, центральным аппаратом ФСИН РФ были подготовлены и направлены во все регионы «Методические рекомендации по эффективному использования и развитию материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях (исх. – 02-13029 от 26.04.2013 года). В указанном документе подробным образом дана регламентация использования указанных объектов и содержание воспитательной работы, проведение которой необходимо осуществлять в них в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях».

Известно, что воспитательная работа и образовательная деятельность - неразделимые понятия. Поэтому норма УИК РФ (статья 112) о регулировании вопросов обучения (образования) осужденных также включена в главу о воспитательном воздействии на осужденных. Она гласит, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования». Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Осознавая важность образования для воспитания с целью исправления осужденных законодатель предусмотрел возможность«организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей». В ст.80Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" записано, что «для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы[7]. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению

свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих н

Наши рекомендации