Понятие, предмет, метод, система административно-деликтного права
Понятие, предмет, метод, система административно-деликтного права
Административно-деликтное право (от лат. delictum – проступок) – это подотрасль административного права.
Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения.
Предметом административного-деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.
Метод правового регулирования обусловливается, прежде всего, предметом правового регулирования. Существенное значение при этом приобретают такие свойства предмета правового регулирования, которые проявляются в определенных юридических признаках конкретной отрасли права, т.е. специфике составляющих ее норм, а также регулируемых ими правоотношений.
Метод правового регулирования охранительных администртаивно-деликтных правовых отношений – это административно-правовое принуждение, выражающееся в применении взыскания за нарушение установленного государством административно-правового запрета.
Метод правового регулирования общественных отношений, возникающих при предупреждении административных правонарушений – это угроза применения административного взыскания, путем его законодательного закрепления за нарушение установленного государством административно-правового запрета.
Метод регулирования общественных отношений, возникающих при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при за-держании физического лица, совершившего преступление или администра-тивное правонарушение; обоснованном риске - это наделение граждан пра-вами на борьбу с общественно опасными деяниями.
Административно-деликтное право состоит из двух частей:
материальное административно-деликтное право (например, установление административных взысканий) и процессуальное административно-деликтное право (например, порядок наложения административных взысканий на физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения).
Административно-деликтные отношения (охранительные правоотношения) могут возникать также с целью предупредительного воздействия на различные субъекты права (например, меры административно-предупредительного характера) и с целью возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.
Административные взыскания. Освобождение от административной ответственности.
Административное взыскание – мера административной ответственности, применяемая к физ.лицу, совершившему административное правонарушение, а также ИП и юр.лицу, признанного виновным и подлежащим административной ответственности в соответствии с КоАП.
В зависимости от порядка применения все административные взыскания делятся на две группы: 1) основные административные взыскания и 2) дополнительные административные взыскания.
К основным относятся:
- предупреждение;
-штраф;
-исправительные работы;
-административный арест.
К дополнительным относятся:
- конфискация;
- взыскание стоимости;
- лишение спец. права, лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация могут выступать как основными так и дополнительными взысканиями.
За совершение 1-го административного правонарушения могут быть наложено основное или основное-дополнительное взыскание.
Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения
Непосредственный объект это здоровье другого лица.
Объективная сторона : деяние выраженное действием повлекшим лёгкое телесное повреждение не повлегшее за собой кратковременное растройство здоровья.
Состав материальный.
Правонарушение окончено с момента наступления последствий.
Субъект физ. Лицо с 14 лет.
Субъективная сторона – умысел.
Статья 9.2. Клевета
Непосредственный объект честь и достоинство человека.
Объективная сторона- активное поведение и распространение заведомо ложных и позорящих другое лицо сведений.
Состав – формальный
Субъект – общий физ. Лицо с 16 лет
Субъективная сторона – умысел
Статья 9.3. Оскорбление
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.
Объективная сторона – действие, выраженное в унижении чести и достоинства.
Состав – формальный
Субъект – физ. лицо с 16 лет
Субъективная сторона – умысел
Ответственность по требованию потерпевшего.
Статья 10.5. Мелкое хищение
Объект – отношение собственности.
Состав – материальный
Субъективная сторона – прямой умысел
Субъект – физ. Лицо с 14 лет
Объективная сторона – это деяние совершённое путём кражи имущества, злоупотребление служебным положением или полномочием присвоением растраты и покушение на хищение.
Статья 10.6. Присвоение найденного имущества
Подготовка дела к рассмотрению
41.1. Подготовка дела к рассмотрению
Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела: устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс; истребуют необходимые дополнительные материалы; извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела,
но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.
Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:
1) при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы;
2) при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения недееспособному лицу представителя;
3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине заболевания либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.
О приостановлении (возобновлении) рассмотрения дела
об административном правонарушении выносится мотивированное постановление.
Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном право-нарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвращают дело об административном
правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения, вынося соответствующее постановление. После устранения недостатков дело об административном правонарушении вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении в этом случае исчисляется со дня повторного получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Понятие, предмет, метод, система административно-деликтного права
Административно-деликтное право (от лат. delictum – проступок) – это подотрасль административного права.
Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения.
Предметом административного-деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.
Метод правового регулирования обусловливается, прежде всего, предметом правового регулирования. Существенное значение при этом приобретают такие свойства предмета правового регулирования, которые проявляются в определенных юридических признаках конкретной отрасли права, т.е. специфике составляющих ее норм, а также регулируемых ими правоотношений.
Метод правового регулирования охранительных администртаивно-деликтных правовых отношений – это административно-правовое принуждение, выражающееся в применении взыскания за нарушение установленного государством административно-правового запрета.
Метод правового регулирования общественных отношений, возникающих при предупреждении административных правонарушений – это угроза применения административного взыскания, путем его законодательного закрепления за нарушение установленного государством административно-правового запрета.
Метод регулирования общественных отношений, возникающих при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при за-держании физического лица, совершившего преступление или администра-тивное правонарушение; обоснованном риске - это наделение граждан пра-вами на борьбу с общественно опасными деяниями.
Административно-деликтное право состоит из двух частей:
материальное административно-деликтное право (например, установление административных взысканий) и процессуальное административно-деликтное право (например, порядок наложения административных взысканий на физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения).
Административно-деликтные отношения (охранительные правоотношения) могут возникать также с целью предупредительного воздействия на различные субъекты права (например, меры административно-предупредительного характера) и с целью возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.