Тема. Государство и право Германии
Германия в начале XIX в. по-прежнему состояла из множества государств, каждое из которых имело свою таможенную систему, органы управления, свое законодательство, различную систему мер и весов.
До наполеоновских войн абсолютная монархия являлась преобладающей формой правления в немецких государствах.
Падение Священной Римской империи стало следствием наполеоновских завоеваний. В августе 1806 г. последний император отрекся от престола. В этом же году 16 формально независимых государств объединились в «Рейнский союз» и вышли из состава Священной Римской империи, что предопределило ее распад. Отношения «Рейнского союза» с Наполеоном строились на отношениях сюзеренитета-вассалитета.
В этих государствах были отменены сословные привилегии дворянства и духовенства, личная крепостная зависимость крестьян, введен в действие Кодекс Наполеона.
Новые изменения в государственном устройстве Германии произошли после поражения французской армии в России.
В 1815 г. был подписан Союзный акт в Вене, учредивший конфедерацию государств – Германский союз. Это было еще не единое централизованное государство, но Германский союз стал первым шагом к образованию единого национального немецкого государства.
Германский союз – это 34 монархии и 4 вольных города, наиболее крупными были Пруссия, Австрия, Саксония, Ганновер, Бавария. Кроме того, полноправными членами союза стали короли Англии, Дании и Нидерландов, так как они имели земли в Германии.
Высшим органом власти в Германском союзе был Союзный сейм (бундестаг). Он состоял из представителей всех государств. Для принятия важных законов требовалось единогласное решение, для обычных – квалифицированное большинство в 2/3 членов Сейма. Кроме того, члены Сейма должны были испрашивать согласие своих правительств по каждому вопросу, что предопределяло недееспособность этого союзного органа.
Не было в Союзе общей армии, союзных судебных органов, финансов, единого дипломатического органа.
Особенностью Германии начала XIX в. было то, что здесь позднее, чем в других западноевропейских странах начало развиваться капиталистическое производство, как следствие слабость немецкой буржуазии.
Произвол властей, бесправие большинства населения, включая буржуазию, всесилие полиции, партикуляризм – характерные черты Германии 20-30 гг. XIX в.
Важным событием для Германского союза явилось создание Таможенного союза в 1834 г. 18-тью государствами. Для мелких государств это, по сути, означал конец экономической и политической самостоятельности. Выиграла от создания Таможенного союза Пруссия, как самое большое германское государство.
Последствия образования Таможенного союза
1. отменялись ввозные тарифы и пошлины,
2. расширился внутренний рынок, развивалась торговля,
3. начали строиться дороги, в том числе железная дорога,
4. началась унификация права.
В конце 40-х гг. в Германии сложилась революционная ситуация на фоне французской революции, экономического кризиса, политического бесправия большинства населения.
В марте 1848 г. во многих городах Германии начались революционные демонстрации, причем впервые рабочие выступили как самостоятельная единая сила. Монархи Австрии, Пруссии, Баварии были вынуждены пойти на уступки: провозгласили некоторые буржуазно-демократические свободы в области предпринимательства, свободу личности, союзов, собраний.
Однако в обстановке нарастания рабочего движения буржуазия заключила союз с дворянством и революционные завоевания были сведены до минимума.
Основная цель революции – образование единого национального государства – не была достигнута. В Германии остались надолго черты крепостничества, экономическая раздробленность и политическая разобщенность населения.
В результате поражения революции 1848 г. в Пруссии был установлен мнимый конституционализм. В январе 1850 г. король Пруссии даровал (октроировал) Конституцию, в которой фиксировались некоторые права и свободы граждан (доступность должностей, личная свобода и неприкосновенность, свобода слова, собраний, союзов).
Конституция закрепила всеобщую воинскую повинность.
Король сохранил за собой огромные полномочия:
- являлся главой исполнительной власти,
- главнокомандующим армией,
- мог объявлять войну и заключать мир,
- решал вопрос о созыве и роспуске парламента,
- назначал министров, министра-президента, которые несли ответственность только перед ним, а не парламентом,
- обладал законодательной инициативой, издавал указы, имеющие силу закона и др.
Законодательная власть по Конституции вручалась двухпалатному ландтагу. Верхняя палата – палата господ – назначалась королем пожизненно. Нижняя – палата депутатов – избиралась по трехразрядной системе выборщиков с введением высокого имущественного ценза.
Таким образом, ландтаг был зависим от короля и выражал интересы крупной буржуазии и дворянства, являясь, скорее, законосовещательным органом, а не законодательным.
Принцип парламентской ответственности правительства в Пруссии не утвердился.
Северно-Германский союз
Дальнейшее объединение Германии шло по «правилам», установленным Пруссией. После победоносных войн с Данией, Австрией, Пруссия юридически закрепила свое верховенство в Конституции 1867 г., принятой в рамках только что созданного Северо-Германского союза.
В Северо-Германский союз вошли 28 немецких государств. Исполнительная власть по Конституции вручалась президенту – прусскому королю. Фактически правил Бисмарк, бывший канцлером.
На основе всеобщего избирательного права создавался Общесоюзный рейхстаг, которому было предоставлено исключительное право утверждать налоги. Однако Бисмарк обходил нежелание Парламента утверждать новые налоги, утверждая их самостоятельно.
Одновременно с объединением в Германии происходит консолидация сил пролетариата. В начале 60-х гг. был создан Всеобщий германский рабочий союз. В конце 60-х гг. XIX в. была создана социал-демократическая партия, идейными вдохновителями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Победа в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепило господство Пруссии в Германии. В 1871 Северо-Германский союз преобразовался в Германскую империю на основе принятой 16 апреля 1871 г. Конституции.
Конституция наделяла императора огромными полномочиями. Императором становился король Пруссии, получив титул кайзера. Кайзер был носителем верховной власти в государстве:
- назначал канцлера, высших чиновников, офицеров,
- был главнокомандующим вооруженными силами,
- объявлял военное положение в любой части империи,
- с согласия бундесрата объявлял войну и др.
Второе место по объему полномочий в Германской империи отводилось Союзному Совету (Бундесрату) - верхняя палата Парламента. Ему принадлежали законодательные и некоторые административные полномочия. Это был орган представительства немецких государств, входивших в империю. Число голосов от каждого государства зависело от его величины. Так, Бавария имела 6 голосов, Пруссия – 17 и т.д. Председателем Бундесрата являлся имперский канцлер.
Бундесрату также принадлежали судебные функции: право толковать Конституцию, высказывать суждения о недостатках законодательства, разбирал споры между членами Союза.
Нижняя палата (рейхстаг) формировался путем всеобщих выборов из лиц, достигших 25 лет. Депутат рейхстага в отличие от члена бундесрата не был связан наказами избирателей, то есть обладал свободным мандатом.
В полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, но под давлением Бисмарка депутаты разрешили правительству самостоятельно определять смету расходов. Таким образом, фактически рейхстаг не играл существенной роли в механизме государственной власти империи, так как не обладал правом контроля над исполнительной властью. Глава правительства также не был ответственен перед ним. За свои действия он отвечал только перед кайзером.
Потребность капиталистического развития диктовали необходимость отказа от партикуляризма, установления единообразной правовой системы. В период наполеоновских войн в некоторых частях Германии официальным источником права стал Гражданский кодекс Франции 1804 г.
Однако Кодекс почти не регулировал статус юридических лиц. Между тем, в Германии стали возникать монополии, концерны.
Германское гражданское уложение 1900 г. устранило многие пробелы в праве.
Уложение состояло из 5 книг:
1-ая содержала положения о лицах, вещах, сделках;
2-ая – положения об обязательствах,
3-тья регулировала вещное право,
4-ая – брачно-семейные отношения,
5–я - вопросы наследования.
Уложение подробно регламентировало отношения собственности. Оно ввело письменную форму заключения сделок.
Уложение закрепило гражданскую форму заключения брака. Брачный возраст устанавливался для мужчин - с 21 года, для женщин – 16 лет.