Тема. Государство и право в странах средневекового Востока

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Историю Арабского Халифата принято делить на 2 периода:

1. период правления Омейядов (661-750 гг.) 7-8 вв.,

2. правления Аббасидов (750-1258 гг.)

В 5-6 вв. арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений. Арабы жили в условиях родоплеменного строя, при котором единственной организацией было объединение людей, основанное на кровнородственных связях. Все население Аравии распадалось на отдельные племена, состоявшие из кланов и родов. Во главе племени стоял его предводитель – сейид, который осуществлял внутреннее и внешнее руководством племенем, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа.

Объединению арабов способствовало возникновение новой монотеистической религии – ислама («покорность Богу») в 7 в. в Мекке. Находясь в выгодном географическом положении, Мекка была городом торговцев, ростовщиков.

Основателем ислама стал сын торговца из Мекки Мухаммед. Мухаммед («пророк», «вдохновенный»). Он не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, считал себя их продолжателем.

Призывы раннего ислама к социальной справедливости, ограничению ростовщичества, честной торговле вызвали недовольства купеческой знати в Мекке. Мухаммед подвергался гонениям и был вынужден укрыться в Ясрибе (Медине – городе пророка). Зато именно эти положения ислама и привлекли большое количество верующих. Ясриб был назван Медина аль Наби – город пророка. Год бегства - 622 г. - считается годом начала распространения его учения.

Религиозная община (умма) в Медине отличалась от родовой организации арабов, основанной на кровном родстве. Новое устройство возвышалось над родственными связями, ее основой служила принадлежность ее членов одному вероучению. Кровная месть осталась обязательной в кругу тех, кто уверовал в единого бога и его пророка. С имущих членов общины собирается обязательный взнос – зякет – частью деньгами, частью натурой. Умма была теократической организацией, управлявшейся от имени Аллаха через пророка.

Убежденный в том, что арабы должны соединиться в одну общину мусульман, Мухаммед и его сторонники из Медины начали борьбу с Меккой.

К этому времени (630 г.) окончательно определилась новая вера. Она стала называться ислам («покорность Богу»). Мусульмане готовы покориться неисповедимой воле неба, не просят Бога, а только славят его.

С захватом Мекки Мухаммед стал искать господства над всей Аравией. К различным племенам было послано требование принять ислам и платить подать для поддержания дела веры. В новой вере было сильнейшее средство для объединения всего арабского народа – завет священной войны. Арабы устремлялись за пределы родины: теперь у них появилось новое оправдание для набегов за добычей – они должны всюду распространять истинную веру; каждый борец шел впереди в надежде приобрести за храбрость отдых и услады рая.

Итак, религия в Арабском халифате сыграла объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов. Если в других государствах древних времен, античности, средневековья религия была способствующим фактором в покорении иных народов, государств, то ислам стал определяющим фактором этих завоевательных войн. Именно ислам стал стержнем нового государства, а община верующих – основой государственной организации.

После смерти Мухаммеда объединение арабских племен продолжалось. Власть в стране была передана духовному наследнику пророка – халифу, которого избирали из родственников или сподвижников Мухаммеда. В течение первых 60 лет после смерти Мухаммеда халифов избирали совет знати или жители Мекки и Медины (истинные мусульмане). Затем власть стала наследственной.

Первые 4 «праведных» халифа подавили недовольных исламом, завершили политическое объединение арабов. Завоевали Сирию, Персию, Северную Африку, Египет, Среднюю Азию, Афганистан, Испанию. Вторглись даже во франкское государство, но были разбиты Карлом Мартеллом в 732 г. в битве при Пуатье.

После внутренних смут правление в империи перешло к династии проиранских правителей – Аббасидов. Столицей стал Багдад (богом данный). В государстве стали развиваться феодальные отношения. Халифы новой династии вели свое происхождение от Аббаса – дяди Мухаммеда. Организатором аббасидского халифата является халиф Мансур (754-775 гг.).

Арабский Халифат как государство оформилось в 7 веке, уже после смерти пророка и завоевания больших территорий. Арабская империя была теократическим государством - все властные, социально-правовые, административные принципы определялись религией и авторитетом духовного главы. Халифу в равной степени принадлежала и светская и духовно-религиозная власть. Его верховенство также основывалось на верховной собственности государства на землю (точнее, земля принадлежала Аллаху, от имени которого выступали земные властители).

Полномочия халифа ограничивались только Кораном.

До 10 в. Арабский Халифат представлял собой общество военной организации. На завоеванных территориях арабы не создавали аппараты управления, не вмешивались в хозяйственную деятельность, не трогали феодальную структуру, административно-фискальный аппарат, так как находились на более низкой стадии общественного развития и были не способны построить государственно-управленческую структуру по-своему. Они ограничивались только взиманием налогов и дани с покоренного населения.

Арабы не смешивались с покоренным населением, селились лагерями, обнесенных земляными валами. Постепенно с завоеванием новых земель, где были развиты феодальные отношения, в Халифате утвердилась теократическая феодальная деспотия.

Только к началу 10 в. появилась должность визиря при халифах - главного его помощника и советника. К концу 10 в. должность стала наследственной.

Везир имел в своем подчинении:

- центральный аппарат,

- войско,

- ведомство государственного контроля.

Был хранителем халифской печати (халифы на документах ставили не подпись, а печать). Таким образом, светская власть постепенно переходила к везиру.

Центральными органами государственного управления были канцелярии – диваны, которые имели специализацию: диван внутренних дел, диван военных дел и т.д.

В провинциях империи правители носили титулы эмиров (шахиншахов), они обладали юридической и политической полнотой власти в своей провинции, подчинялись религиозному авторитету халифа и центральной администрации. Эмиры имели заместителей – наибов.

Высшая судебная власть принадлежала халифам, в провинциях – эмирам.

Со временем была введена должность специального духовного судьи – кади, назначаемого халифом. Судопроизводство основывалось на Коране и Сунне. Кроме духовного суда кади в Халифате были и светские суды. Светские суды были менее ограничены рамками Корана и традициями.

К IX в., в период правления Аббасидов, в Арабском Халифате произошли изменения, предопределившие распад единого государства. Как следствие, к X в. Арабский Халифат распался на эмираты и султанаты в Испании, Марокко, Египте, Закавказье. Багдадский халиф контролировал только часть Персии и столицу. Был упразднен Б.Х. в XIII в. монголами.

В рамках Арабского Халифата оформилась правовая система «шариат» («прямой путь»). Исключительную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых 4-х праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна.

Характерные черты шариата:

1. Шариат пронизан религиозно-этическими нормами, не отделен от религии. Помимо религиозных предписаний, шариат заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права.

2. Шариат устанавливает 5 видов действий мусульманина, которым придавался и религиозный, и правовой смысл:

- обязательные (молитвы, налог в пользу веры и бедных – закят и т.д.)

- рекомендательные

- дозволенные

- предосудительные (не влекли наказание)

- запрещенные (наказание за нарушение)

Все эти действия мусульманин должен был соблюдать даже вне своей страны.

3. В отличие от правовых систем средневековой Европы шариат не знал партикуляризма, внутренней несогласованности норм права между собой, ограничений сферы регулирования. Он являлся всеобъемлющей правовой системой (в отличие от канонического права в Европе – брачно-семейное право, уголовное право и т.д.).

4. Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». В Арабском халифате в отличие от других государств не сложилось строгой сословной иерархии. По шариату юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели лишь мусульмане; не мусульмане платили тяжелый государственный налог.

5. важное место в мусульманском праве отводится имущественным отношениям, защите частной собственности

Источники мусульманского права:

1. Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв, проповедей – более 6 тыс. стихов, 114 сур (глав), большая часть из которых носит мифологический характер, приблизительно 500 содержат предписания о поведении мусульман и только около 80 можно рассматривать как правовые.

2. сунна («Священное предание») – состоит из рассказов (хадисов) о жизни пророка,

3. иджма – мнение сподвижников Мухаммеда, позднее теологов, т. е. Интерпретация текста Корана или Сунны,

4. фетва – решения или мнения авторитетных муфтиев по правовым вопросам,

5. кияс – правовой прецедент, решение по аналогии,

6. указы и распоряжения халифов,

7. законы – кануны.

Наши рекомендации