Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это особая территория государства, создаваемая с целью привлечения иностранного капитала на более льготных условиях.
Решение о создании СЭЗ принимают государственные органы. В первую очередь важно правильно выбрать место расположения зоны. При этом учитываются следующие факторы:
1) уровень экономического развития страны, текущие и перспективные задачи экономической политики;
2) специфика географического положения территории, где предполагается создать зону;
3) особенности отраслевой структуры местной экономики, возможности развития внешнеэкономических связей;
4) сравнительно небольшая территория с четко обозначенными границами.
Цели создания зон и способы предоставления льгот отличаются, что позволяет говорить о различных видах СЭЗ. Так, в СЭЗ могут предусматриваться льготы по общегосударственных (централизованным) налогам и по региональным.
Зоны могут иметь разную «специализацию». Например, свободные таможенные зоны, либо зоны свободной торговли – это особые беспошлинные торговые складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственной границы. Преференциальный режим в этих зонах основан на отмене либо смягчении таможенных пошлин.
Свободные экспортно-промышленные зоны – это территориальный «анклав», призванный задействовать конкурентные преимущества дешевизны местных трудовых ресурсов, привлекать иностранные инвестиции в отрасли, работающие на внешние рынки. Преференциальный режим включает налоговые льготы, таможенные льготы, льготы в кредитовании, льготные рентные платежи.
Свободные банковские зоны – зоны, которые представляют собой обособленные сектора финансовой системы, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих в особо льготных условиях. Преференциальный режим включает налоговые льготы, контроль Центрального банка на льготных условиях, наиболее свободный режим банковской деятельности.
Свободные технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы) – это зоны, в которых ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство.
Довольно распространенным явлением стало создание оффшорных зон, или оффшорных финансовых центров (ОФЦ). ОФЦ — это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.
В докладе Рабочей группы (Report of the Working Group on Offshore Centers) оффшорные финансовые центры были подразделены на три группы:
- в первую группы вошли ОФЦ, которые в целом сотрудничают с оффшорными государствами и имеют достаточно высокий уровень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов: Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн;
- вторую группу составили те ОФЦ, национальное законодательство которых предусматривает механизмы надзора за проведением финансовых операций, и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в существенном улучшении: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермудские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Мальта, Монако;
- к третьей относятся ОФЦ, имеющие низкий уровень качества надзора за проведением финансовых операций, не участвующие в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремящиеся придерживаться в своей деятельности международных стандартов: Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренадины, Западное Самоа, Сейшельские острова, Багамские острова, Терке и Кайкос, Вануату.
Таким образом, в свободных экономических зонах инвесторам предоставляется преференциальный режим, который включает в себя налоговые, таможенные, кредитные льготы для малого бизнеса, упрощенный порядок регистрации, создание специальных административных структур, занимающихся проблемами притока инвестиций. На территории практически всех свободных экономических зон предусматривается:
· упрощенный порядок создания предприятий (сокращенные сроки регистрации, например от 1 до 3 дней);
· льготы по налогообложению (упрощенный порядок предоставления финансовой отчетности, льготные ставки налогов и сборов);
· льготный таможенный режим (свободный ввоз и вывоз продукции и оборудования для ее получения, упрощенный таможенный контроль);
· льготный валютный режим (упрощенный валютный контроль, возможность расчетов между резидентами зоны в иностранной валюте).
В РФ в 2005 году был принят ФЗ «Об особых экономических зонах». Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Типы ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Изначально предполагалось, что зоны будут ограничены по размеру, например, промышленно-производственная – не более 20 кв. км, технико-внедренческая – не более 2 кв. км., и будут располагаться в рамках одного муниципального образования, не охватывая его полностью. Однако при внесении изменений в закон, в результате которых появились туристско-рекреационные, их площадь ограничена не была. Площадь портовой зоны – не более 50 кв. км., но она может располагаться на территории нескольких муниципальных образований.
Если промышленно-производственная и технико-внедренческая зона может быть создана где угодно, то туристско-рекреационная только на территории, где есть соответствующие возможности для туризма и оздоровления (например, минеральные источники), а портовые зоны – на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки судов, выполняющих международные воздушные перевозки. Портовые зоны образуются с целью создания только грузовых морских, речных или воздушных терминалов.
На территории особой экономической зоны не допускаются некоторые виды деятельности, например, разработка, добыча и переработка полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, оформляет постановлением. Заявки на создание ОЭЗ подает субъект федерации совместно с муниципальным образованием с обоснованием целесообразности. Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе.
ОЭЗ создается на 20 лет без продления срока, но возможно прекращение существования зоны до этого срока, например, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в течение 3 лет не заключено ни одного договора с резидентами или не начата ее резидентами соответствующая деятельность.
Управление ОЭЗ осуществляет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Для координации деятельности зоны создается наблюдательный совет. При чем в наблюдательный совет технико-внедренческой ОЭЗ могут входить представители образовательных и научно-исследовательских организаций.
Льготы и преимущества в ОЭЗ получают резиденты – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные администрацией зоны. Они заключают соглашения, вся их последующая коммерческая деятельность должна осуществляться на основе этого соглашения. Одной из основных обязанностей резидента промышленно-производственной ОЭЗ является осуществление капитальных вложений в размере не менее 10 млн. евро, из которых не менее 1 млн. должно быть внесено на момент обращения с заявкой. С резидентом заключается соглашение. Резидент не вправе передавать свои права и обязанности третьим лицам.
Для резидентов на территории зоны создается свободная таможенная зона, т.е. помещаемые в нее товары не облагаются таможенными пошлинами и НДС, в отношении них не действуют запреты и ограничения экономического характера.
Закон устанавливает две гарантии для резидентов зон – стабилизационная оговорка и разрешение споров в судебном порядке.
В настоящее время в РФ созданы следующие ОЭЗ:
1) две зоны – Калининградская и Магаданская существовали и раньше, после принятия закона они были преобразованы. Они установлены федеральными законами на территории субъектов федераций, а не муниципальных образований. Кроме того, там может осуществляться деятельность, которая законом об ОЭЗ прямо запрещена, например, добыча полезных ископаемых.
2) зоны, созданные постановлениями Правительства в соответствии с законом об ОЭЗ – промышленно-производственные на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области; технико-внедренческие на территории г. Томска и г. Дубны (Московская область); туристско-рекреационные – города Ессентуки, Кисловодск, Железноводск и др. (Ставропольский край), Зеленоградский район Калининградской области, Иркутский район Иркутской области, города Туапсе, Сочи, Геленджик и др. (Краснодрский край) и др.