Правовое положение рабов, вольноотпущенников, колонов.
Рабство в своём развитии прошло две стадии: патриархальное и античное рабство. Хар-рными чертами патриархального рабство является то, что в тот период численность рабов была немногочисленна, а сами рабы трудятся в домашнем хозяйстве господина и являются низшими членами его семьи, входят в состав его семьи. В земледелии труд рабов практически не применялся в связи с небольшими земельными наделами римлян.
Лицо могло быть лишено свободы по следующим основаниям: - Рождение от матери-рабыни (при этом в императорскую эпоху было введено правило, согласно которому, если мать в период беременности хотя бы день была свободной, ребёнок рождался свободным); - Пленение; - Обращение в рабство за тяжкое преступление (а в древнейшие времена – за долги).
Несмотря на то, что раб не был правоспособным лицом, с развитием хозяйственного оборота ему была предоставлена возможность совершать определённые сделки с имуществом, входящим в пекулий. Пекулий – это комплекс имущ-ва, предоставленного рабу в пользование рабовладельцем для ведения личного хозяйства. Благодаря этому многие рабы были намного состоятельнее своих хозяев и могли накопить деньги на собственный выкуп из рабства.
Таким образом, рабу предоставлялось право совершать сделки с имуществом, входящим в пекулий. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Со временем даже стали допускать иски рабов к господам в пределах стоимости пекулия.
Правовое положение колонов.
Колон – это мелкий арендатор земли, экономически и лично зависимый от землевладельца. Истоки колоната лежат в разложении основ рабовладельческого строя. Труд рабов становится экономически не выгодным, поскольку раб не заинтересован в результатах своего труда, в недрах рабовладения зарождаются феодальные отн-ния. Землевладельцы, нередко и само гос-во сдавали в аренду землю (такие земельные участки назывались "парцеллы") за высокую плату, обычно бывшим рабам, что приводило к долговой зависимости арендаторов, а в дальнейшем и к юр. зависимости. Таким образом, бывшие рабы становились самостоятельными производителями. Кроме изначальной аренды земли, колонами становились лица, рождённые от колонов, а также лица, более 30 лет проживающие на землях, на которых живут колоны.
Колонатные отн-ния развивались в обширных имениях, принадлежавших императорам. Эти имения назывались сальтусами. Отн-ния колонов в сальтусах регламентировалось специальными уставами.
Колоны были лишены публичных прав, однако, сохраняли ограниченные частные права – право совершать определённые сделки, но только с согласия господина. Таким образом, постепенно появился новый пласт общества – юридически свободные лица, однако, их статус мало чем отличался от статуса рабов. В частности, личная зависимость колонов от землевладельцев проявлялась в том, что колоны могли быть проданы вместе с землёй (римское законодательство называло их "рабами земли") Если колон сходит с земли, то землевладелец имеет право вернуть его на землю и даже наказать. Колонат–состояние наследственное. Таким образом, колоны в дальнейшем пополнили класс феодальных крестьян.
Вольноотпущенники – категория населения, приобретающие свободу не в силу рождения, а отпущенные на свободу из рабства.Римское частное право предусматривало различные процедуры освобождения раба:
1. Путём фиктивного судебного процесса.В древнейшее время освобождение данным способом происходило по воле господина путём введения в процесс фигуры частного заступника.
2. По завещанию.Данный способ также мог был реализован только по желанию господина и объявление раба свободным в завещании происходило публично, в народном собрании, поскольку первоначально именно в такой форме составлялось завещание.
3. Выкуп раба за его деньги.Раб мог договориться с третьим лицом о его выкупе на деньги раба с последующим освобождением.
4.Занесение цензором раба в список граждан с согласиягосподина.Данные процедуры освобождения раба носили публичныйхар-р, что говорило о высокой социальной значимости предоставления свободы лицу – раб приобретал правоспос-ть, становясь субъектом права. Были и другие, неформальные способы отпущения раба на волю:
5. Объявление в кругу друзей;
6. Объявление в письме к рабу.
7. Усаживание раба за стол рядом с господином.
8. Получал свободу раб, выдавший дезертировавшего солдата.
18.Юридические лица по римскому праву.
Римские юристы не выделяли понятие юридического лица как особого субъекта. Предполагалось, что носителями прав могут быть только люди. Такого названия, как «юридическое лицо», в римском праве не было.
Юридическое лицо прекращало свою деятельность:
добровольно по решению своих членов; при сокращении числа членов ниже минимально допустимого их количества (три); при запрещении гос-вом корпораций соответствующего вида; при запрещении гос-вом конкретной корпорации в связи с противозаконным хар-ром ее деятельности; при достижении цели своей деятельности.
Таким образом, юридические лица в Древнем Риме играли меньшую роль, чем физические лица, так как индивидуальному субъекту как центральной фигуре древнего общества было уделено главное внимание в нормах и доктрине римского частного права.
Виды юридических лиц
К юридическим лицам относятся: гос-во; императорский престол; политические общины; вольные союзы; церковные учреждения и богоугодные заведения; лежачее наследство.
Гос-вов области имущ-ных отн-ний получило в императорские времена название фиска. В переходное от республики к империи время, при Августе, состоялся, как известно, раздел провинций между сенатом как органом старой республики и принцепсом: в свою очередь раздел провинций, из которых стекались в Рим главные доходы государства, сделал необходимой и двоякую государственную казну — сенатскую и императорскую. Но фиск все-таки остается названием, объединяющим отдельные императорские кассы, состоявшие притом же под известным центральным руководством, сосредоточивавшимся в руках императорского прокуратора (a rationibus). Фискальное имущество считалось частным имуществом принцепса как первого гражданина римского народа, между тем как в отношении к эрару субъектом имущественного права оставалось гражданское общество в лице сената.
Императорский престолПостепенно произошло поглощение древнего народного эрара императорским фиском, и состоялось важное, также с юр. точки зрения, обособление императорского коронного имущ-ва от императорского частного имущ-ва. Кроме фискального имущ-ва, которое принадлежало государству в лице императора, последний имел свое особое имущество (patrimonium), которым он мог свободно распоряжаться (inter vivos и mortis causa).
Таким образом, в лице императора должно было различаться троякое имущество: фискальное в смысле государственного; коронное; чисто частное имущество.
Политические общины.К политическим общинам относились: города и колонии; ассоциации римских граждан; селения; провинции.
Город - колонии, конечно, сущ-но различались от муниципий. Муниципии образовались из перегринских civitates, вошедших в сферу власти римского народа, а колонии населялись римскими гражданами по распоряжению государственной власти.
Ассоциации римских граждан. римские граждане разных ремесленных и торговых профессий, проживавшие в перегринских городах, составляли собой особую единицу (conventus civium romanorum), за которой признано было право иметь конвенты. Такие конвенты могли быть и в Италии, вне пределов территории, ассигнованной городам.
Pagi — местные поселения в пределах городской территории; некоторые из них, с ростом города, входили позднее в состав самого города, как это было в Риме. Pagi обозначались также и другим термином, но в особенности последнее название прилагалось к тем поселениям, которые возникали в императорских и других (сенаторских, церковных) латифундиях или доменах (saltus) и состояли сначала из свободных мелких арендаторов — римских граждан, а позднее из прикрепленных к земле (glebae adscripti) колонов.
Вольные союзыПод вольными союзами понимались общества, коллегии, которые не составляли интегрирующей части государственного устройства, но которые тем не менее носили или старались придать себе более или менее публичный хар-р связью с культом или эксплуатацией ремесла, важного с точки зрения государственной жизни.
Церковные институты христианского времениПри христианских императорах юридическими лицами были церковные учреждения, и именно в лице их администраторов. По законодательству императора Юстиниана, кроме епископской церкви, которая первоначально была единственным церковным институтом, наделенным правами юридического субъекта в лице своего епископа, к юридическим лицам причисляются церкви, монастыри и богоугодные заведения.