Физические и юр.лица в древнем Риме.

Деесп-ть человека в Риме зависела от нескольких факторов: возраста; физических или психических недостатков; расточительство; пола.

1. ВозрастВ РП различались: полностью недееспособные (infantes) — малолетние дети до 7 лет, к-рые не могут говорить (topuefari non potest); неполовозрелые или малолетние дети, вышедшие из детства (impuberes infantia maiores) — мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет. Дети этого возраста могли лишь совершать сделки, которые вели к приобретению для несовершеннолетнего. дееспособные - лицо в возрасте с 14 и до 25 лет. Однако в последние годы республики по просьбе таких лиц претор мог дать возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки. Этот процесс назывался реституция. Позднее, во II в. н. э. лица, не достигшие 25 лет, имели право испросить себе куратора или попечителя.

2. Физ. и псих. недостатки.Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными в связи с неспос-тью отдавать себе отчет в своих действиях и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только на те сферы деят-ти, к-рые требуют наличия опред-ных физических возм-тей.

3. Расточительство.Расточитель (prodigus), т. е. лицо, которое своими действиями создавало угрозу полного своего разорения, так как не способно было соблюдать меру в расходах, ограничивалось в дееспос-ти, дабы не навредить самому себе.

4. Деесп-ть женщин.Женщины старше 12 лет переставали считаться несовершеннолетними, требующими опеки, и освобождались из-под опеки над несовершеннолетними. Такой возраст связан с юр. предпосылкой, что женщина уже может выдаваться замуж начиная с 12 лет. Правосп-тьПолная правосп-ть во всех областях слагалась из 3 осн.элементов: в отн-нии свободы: быть свободным, а не рабом; в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).В области частноправовых отношений полная правосп-ть человека складывалась только из двух элементов: права вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью (ius conubii); права быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок (ius commercii). Правосп-ть признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Изменение правосп-сти.Римское граж-во утрачивалось с естественной смертью лица или его гражданской смертью. Сущ-ли след.виды умаления правосп-сти римских граждан: При максимальном умалении римский гражданин утрачивал свободу, превращался в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях: если римский гражданин попадал в плен к врагу; если продан в рабство; при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (например, на рудниках). При среднем умалении правосп-сти римский гражданин не терял свободу, но его правосп-ть приравнивалась к правоспос-ти латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях: в случае переселения к латинам и перегринам; если гражданин перебежал к врагу и был осужден на изгнание из Рима. Минимальное умаление правоспос-ти римских граждан наступало с изменением семейного состояния одного из супругов.. Опосредованное бесчестье (infamnia mediata) наступало: в случае осуждения лица за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение (кража, мошенничество); в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, из отношений по поводу опеки и т. п.);вследствие продажи всего имущ-ва с аукциона в связи с невозможностью оплатить требования кредиторов. Непосредственное бесчестье (infamnia immediata) наступало непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм и совершения позорящих действий, например касающихся брака (бесчестной (infamis) считалась вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа). Разновидностью непосредственного бесчестья являлся позор (turpitude) — умаление гражданской чести ввиду занятий позорной профессией: сводничеством, актерством и т. п.

Юр.лицо прекращало свою деятельность: добровольно по решению своих членов; при сокращении числа членов ниже минимально допустимого их количества (три); при запрещении гос-вом корпораций соответствующего вида; при запрещении гос-вом конкретной корпорации в связи с противозаконным хар-ром ее деятельности; при достижении цели своей деятельности.

На основании устава для ведения дел юридического лица избиралось физ.лицо, в городских общинах это были — actor, а в благотворительных учреждениях — oeconomus.

Т.о., юр.лица в Древнем Риме играли меньшую роль, чем физ.лица, так как индивидуальному субъекту как центральной фигуре древнего общества было уделено главное внимание в нормах и доктрине римского частного права.

Виды юридических лиц

К юр.лицам отн-ся: гос-во; императорский престол; политические общины; вольные союзы; церковные учреждения и богоугодные заведения; лежачее наследство.

Гос-во.Гос-во в обл. имуще-ных отн-ний получило в императорские времена название фиска. В переходное от республики к империи время, при Августе, состоялся, как известно, раздел провинций между сенатом как органом старой республики и принцепсом: в свою очередь раздел провинций, из которых стекались в Рим главные доходы государства, сделал необходимой и двоякую государственную казну — сенатскую и императорскую.

Императорский престолобособление императорского коронного имущ-ва от императорского частного имущ-ва. Кроме фискального имущ-ва, которое принадлежало государству в лице императора, последний имел свое особое имущество (patrimonium), которым он мог свободно распоряжаться (inter vivos и mortis causa). Таким образом, в лице императора должно было различаться троякое имущество: фискальное в смысле государственного; коронное; чисто частное имущество.

Политические общиныК политическим общинам относились: города и колонии; ассоциации римских граждан; селения; провинции.

Город обозначается в источниках разными названиями: civitas, respublica, municipium, municipes. По своему историческому происхождению колонии, конечно, сущ-но различались от муниципий.. На города перенесены были jura minorum, а равно городам предоставлены право предпочтительного перед другими кредиторами удовлетворения из имущ-ва должника (privilegium exigendi) и законное залоговое право в имуществе должника, не говоря о том, что всячески поощрялась поллицитация в пользу городов.

Ассоциации римских граждан. Под понятие конвента не подошла бы совокупность римских граждан одной какой-либо ремесленной профессии, получившая оседлость в каком-либо перегринском городе или вне муниципальной территории. Это была бы, скорее, коллегия, а не конвент, для понятия которого требовалось, чтобы он был самодовлеющим.

Pagi — местные поселения в пределах городской территории; некоторые из них, с ростом города, входили позднее в состав самого города, как это было в Риме. Pagi обозначались также и другим термином, но в особенности последнее название прилагалось к тем поселениям, которые возникали в императорских и других (сенаторских, церковных) латифундиях или доменах (saltus) и состояли сначала из свободных мелких арендаторов — римских граждан, а позднее из прикрепленных к земле (glebae adscripti) колонов.

Вольные союзыПод вольными союзами понимались общества, коллегии, которые не составляли интегрирующей части государственного устройства, но которые тем не менее носили или старались придать себе более или менее публичный хар-р связью с культом или эксплуатацией ремесла, важного с точки зрения государственной жизни.

Разновидности коллегий:коллегии религиозные в собственном смысле; коллегии похоронные; коллегии ремесленников; коллегии или декурии подчиненного служебного персонала; товарищества публиканов, т. е. государственных откупщиков или мытарей.

Церковные институты христианского времениПри христианских императорах юридическими лицами были церковные учреждения, и именно в лице их администраторов. По законодательству императора Юстиниана, кроме епископской церкви, которая первоначально была единственным церковным институтом, наделенным правами юридического субъекта в лице своего епископа, к юридическим лицам причисляются церкви, монастыри и богоугодные заведения.


Наши рекомендации