Соотношение понятий правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового регулирования и его структура
В юридической науке специфика процесса правовой регламентации выражается с помощью разных понятий — «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Правовое воздействие и правовое регулирование различаются по объему, предмету и способам влияния права на общественные отношения. По объему понятие «правовое воздействие» шире, чем понятие «правовое регулирование», и включает в себя последнее. В юридической науке под правовым воздействием понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса). Следовательно, правовое воздействие является составной частью системы социального регулирования, которое осуществляется не только специфически юридическими средствами через правовую норму и правоотношения, но и иными формами влияния права (социальной, воспитательной, информационно-психологической) на общественные отношения. Социальная, культурная, информационная ценность права состоит в его способности формировать и определять социально полезное направление человеческой деятельности путем создания ценностно-правовых установок и ориентации, являющихся источниками правовой активности.
Правовое регулирование — это социально-юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения.
В отличие от правового воздействия правовое регулирование реализуется государством путем издания общеобязательных норм поведения. В них закрепляется социально полезный вариант поведения, определяется гарантированный государством масштаб свободы индивида, мера его господства над вещами и людьми.
Правовое воздействие и правовое регулирование различаются также как по предмету, так и по сфере правового регулирования:
1)предмет правового воздействия составляет вся совокупность общественных отношений: экономических, социальных, политических, культурных и т.д.;
2)предметом правового регулирования являются не все общественные отношения, а лишь те, которые объективно, по своей природе нуждаются в нормативно-организационном воздействии.
В сферу правовой регламентации входят те общественные отношения, в которых сталкиваются индивидуальные и общезначимые интересы, нуждающиеся в согласовании. Кроме этого, данным отношениям свойственна взаимозависимость интересов взаимодействующих субъектов, в соответствии с которой реализация потребностей одного из них не должна ущемлять законные интересы другого.
В соответствии с этим в сферу правового регулирования входят следующие группы общественных отношений:
•отношения людей по обмену материальными и нематериальными ценностями;
•отношения по властному управлению обществом;
•отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах.
Как показывает практика, сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений, каковыми являются, например, экологические отношения, или сужаться за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. В зависимости от содержания и характера предмета правового регулирования определяется набор средств и методов воздействия.
Наряду с различиями правовое воздействие и правовое регулирование применительно к Российской Федерации объединяет общая цель — упорядочение общественных отношений и согласование разнородных интересов в соответствии с фундаментальными принципами, провозглашенными в Конституции РФ. Среди них следует выделить:
•признание и обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
•создание правового государства, где государственная власть и право опираются на ценности демократии, верховенство прав человека, гуманизм, справедливость, равноправие;
•обеспечение социального развития общества, в котором будут созданы условия для достойной жизни и свободного развития человека;
•укрепление конституционной законности, основанной на неукоснительном соблюдении, исполнении и применении правового закона;
•установление прочного правового порядка, гарантирующего стабильность общественных отношений, охрану прав и свобод граждан российского общества.
Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:
§ норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;
§ юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;
§ возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;
§ реализация права;
§ правоприменительный акт;
§ охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.
Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:
§ регламентация общественных отношений, входе которой издается соответствующая норма права;
§ появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;
§ выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;
§ непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;
§ издание правоприменительного акта — властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.