Функции государства как проявление явлений сущности государства. Функции современного Российского государства
Сущность государствазаключается в том, что государство является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, для преодоления социальных противоречий внутри страны и за ее пределами. При определении сущности государства необходимо учитывать, что в настоящее время сложилисьдваосновных подхода к трактовке сущности любого государства. Первый (так называемыйклассовый)состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание его воли всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства. Второй исходит изобщесоциальной сущности государства, т.е. его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Несмотря на противоположность двух указанных подходов, они не исключают друг друга. Любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, и черты общесоциальности.
Функции государства– это основные направления деятельности, благодаря которым реализуется его назначение. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия – на постоянные и временные.
Внутренние функции государства:
1) принятие законов и контроль за их соблюдением;
2)регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
3)определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственнаяфункция);
4)осуществление единой финансовой, кредитно-денежнойи таможенной политики (функция финансового контроля);
5)обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);
6)оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);
7)осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).
Внешние функции государства:
1)осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;
2)заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;
3)обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;
4)определение статуса государственной границы и ее защита.
Содержание и форма государства. Основные подходы в государствоведении к понятиям государственный аппарат, механизм государства и форма государства.
Содержание и форма государства.
От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе. Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях. Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы. Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм — тяжелый социальный недуг нашего времени. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время. Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антропологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности — души). «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи» — считали римские юристы. Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы. Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.
Содержание формы государства
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима. Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения: а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический. Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик.
Понятие государственного механизма и государственной власти Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства. Государственная власть выражается в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Как подчеркивал Н.М.Коркунов, «государственная власть не есть чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства». Власть реализуется в определенных отношениях, которые называются властными отношениями. В соответствии с прогрессивными гуманистическими доктринами функционирование государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граждан в органах власти; разделение властей; гласность и открытость; профессионализм и компетентность; законность; демократизм. В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы. Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.). Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", или "вещество", из которого состоит государство, - это аппарат власти, государственные органы, учреждения и организации. Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства. Механизм государства главное и определяющее звено политической системы, может оказывать положительное и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе. Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят госу-дарственные органы управления, обладающие властными полномочиями, государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения). Элементом (ячейкой) механизма государственной власти является человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства массовой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закрепленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства». Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества. Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами): = Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством. = Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоящих. Взаимоотношения между государственными органами могут строиться на началах координации (между Федеральным Собранием - парламентом РФ и законодательными органами субъектов РФ) и на началах субординации (органы прокуратуры). Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу является показателем кризиса политической власти в государстве. = Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования. = Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения. = Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».