Объект и предмет юридической науки. Функции правовой науки в современном обществе. Методология юридической науки
Юридическая наука– это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о праве (т.е. теоретическое отражение правовой действительности). Это одна из форм общественного сознания, которая включает в себя:
1. Процесс получения знаний о праве, как вид деятельности. Он представляет собой творческие усилия исследователей (индивидуальные и коллективные), направленные на получение новых знаний о праве.
2. Результат этого процесса, т.е. совокупность знаний о праве. Она может внешне выражаться в научных публикациях, диссертациях (магистерских, кандидатских, докторских), текстах выступлений, экспертных заключениях, проектах нормативных правовых актов и др.
Структура юридической науки включает в себя:
1. Субъект, в роли которого выступают конкретный исследователь или научный коллектив. Исследователь должен обладать необходимым уровнем профессиональных знаний, общей и правовой культурой, владеть методами познания и иметь желание и возможность заниматься научным поиском.
2. Объект юридической науки, составляет вся совокупность правовых явлений. Он включает в себя совокупность идей о праве, совокупность норм права, урегулированные нормами права общественные отношения, правотворчество и др.
Отметим, что сходный объект могут иметь и другие смежные с правовыми гуманитарные науки, в том числе философия, история, социологии, политология, экономическая теория. В этой связи выделяются т.н. пограничные юридические науки, такие как философия права, социология права, история права и др.
3. Предмет юридической науки - это та составляющая объекта, которая изучается именно этой наукой. Для юридической науки:
- - это закономерности и тенденции возникновения, функционирования и развития, а также современное состояние права в целом и его отдельных составляющих,
- - наиболее важные проблемы касающиеся всего правоведения или его составных частей и имеющие специфически правовое наполнение (юридическая практика, правонарушение и юридическая ответственность и др.). Сюда же относится правовая терминология (язык права).
- - иные закономерности развития (экономические, политические, культурные и др.), которые влияют на право.
4. Методы и средства познания. О методах будет сказано отдельно. Здесь же отметим, что методология юридических наук является предметом философии и особенно философии права.
Под средствами пронимаются, прежде всего, технические средства, позволяющие получать конкретный результат (вычислительная и компьютерная техника, фото- и видио –техника и др.).
5. Новизна результатов исследования
В основе методологии юридической науки в целом лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая государство и право. Причем, законы и категории философии могут использоваться в изучении права непосредственно. Кроме того, в рамках философии разрабатывается общее учение о методе – теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения и т. п. Философское знание становится базой для формирования как общенаучных методов, так и частных методов, свойственных юридическим наукам.. Частнонаучные методы – это методы, характерные для какой-либо отдельной группы наук.
В основе методов юридической науки лежит всеобщий философский метод. Его основные принципы, используемые в юридической науке, это: всесторонность, принцип диалектики, объективности и принцип историзма. Общенаучные методы, используемые в правоведении, это: системный, информационные, вероятностный и т. п. Среди частнонаучных методов, свойственных юридической науке, следует выделить: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, правовой статистики, правового моделирования, правового прогнозирования, формально-догматические (формально-юридический) и т. п. Широкое применение имеют и логические методы и приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.Юридическая наука является частью научного знания. Она неразрывно связана, прежде всего, с философскими науками. Она активно, как уже говорилось выше, использует их наработки.. Большое значение имеют для юридической науки взаимосвязи и использование достижений математики, кибернетики, физики, химии и медицины.
Функции юридической науки. Выражаются в следующем:Познавательная функция выражается в том, что правовая наука изучает и выражает в форме категорий, понятийконкретно-историческиеформы непосредственного бытия государства и права, равно как и законы их функционирования, развития.
Теоретико-методологическаяфункцияправовой науки характеризуется тем,что теоретические знания о государстве и праве и методы их познания выступают основой последующих исследований проблем данной науки, обеспечивают получение новых достоверных знаний о политико-правовыхявлениях и процессах.
Практическаяфункциявыражаетсяглубокомнаучном обоснованииправовой наукой политико-правовойпрактики, формулировании ученымиправоведами конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, а также деятельности государства, его органов.
Идеологическая функция определяется тем, что положения, выводы правовой науки используются политическими партиями в целях формирования своихполитико-правовыхвоззрений относительно действующего законодательства и политики государства, определения стратегии и тактики прихода к государственной власти и проведения основных мероприятий в роли лидирующей государственной партии.
Социально-культурологическаяфункциявыражается в обеспечении членов гражданского общества и органов государства необходимой им правовой информацией.
14.Система юридической науки. Классификация юридических наук.
Классификация юр.наук:
• Историко-теоритические ( история-теория, История правоучений, ист.гос.и права)• .Прикладные(криминалистика, судебная медицина, юр.психология, пр.статистика)• Отраслевые(конституционное, административное, уголовное и гражданское право)• .Межотраслевые(криминология права, римскоеправо и соц.обеспечение)• Международные праваЮриспруденция –это правовая комплексная наука, изучающая свойства гос-ва и права
Система юридических наук- это совокупность взаимосвязанных наук, изучающих государство и право как относительно обособленные, самостоятельные социальные институты.
Государство и право, сами по себе и рассматриваемые в плоскости их взаимосвязи между собой, с гражданским обществом, личностью - явления многомерные, многогранные, системные, сложноструктурные, многофункциональные, исторически развивающиеся и одновременно сохраняющие ряд своих признаков неизменными. В силу этого государство и право является предметом изучения многих юридических наук. Каждая из этих наук имеет свои собственные исследовательские задачи, цели, подходы. Вся совокупность юридических наук охватывается общим для них понятием (и названием) - юриспруденция.
Структура системы юридических наук- это внутреннее подразделение всех юридических наук на их основные виды. В последнее время в науковедческой юридической литературе обычно в системе юридических наук различают науки:
1) историко-теоретические;
2) отраслевые;
3) специально-юридические.
Историко-теоретические науки- это теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений.
Отраслевые науки - это науки государственного (конституционного), гражданского, трудового, административного, уголовного и т. д. права.
Специально-юридические науки- это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная бухгалтерия, ОРД.
Теория государства и права - это самостоятельная отрасль научного знания о государстве и праве. Ее роль и место в системе юридических наук характеризуется тем, что по отношению к отраслевым и специально-юридическим она является наукой:
общей, т. е. она призвана изучать те закономерности государственно-правовой действительности, которые "работают" во всех отраслях юридического знания. Например, одни и те же способы толкования применяются при раскрытии содержания норм уголовного, трудового, экологического и т. д. права. Основные государственно-правовые категории понятийного аппарата науки теории государства и права являются общими для всей юридической науки;
обобщающей, т. е. ее выводы по своей природе интегративны, представляют собой систематизированный итог знаний, накопленных отдельными юридическими науками. Например, право (уголовное, гражданское, финансовое и др.) регулирует только волевое поведение людей, поддающееся внешнему контролю:
методологической, т. е. ее выводы как общетеоретические фундаментальные положения применяются при решении частных вопросов в рамках отдельных юридических наук. Например, отраслевая (уголовно-процессуальная) теоретическая модель правового статуса подозреваемого конструируется на основе общетеоретической (общеправовой) модели правового статуса личности.
15.Основные подходы к пониманию сущности государства и причин его возникновения
Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».
В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.
Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).
Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.
1.Теологическийподход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.
Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.
2. Классическийподход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).
3. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).
4. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.
5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).
6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).
7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства - ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
8. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это, прежде всего, орудие в руках определенных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание. Плюрализм (множественность) в понимании государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность. Однако преодоление идеологического монизма (моно - один) в понимании государства обернулось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.
Таким образом, государствоесть особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.
16. Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Типы государств согласно формационной теории.
В соответствии с марксистской теорией типология государств в основании имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества их выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, был сформулирован в рамках марксизма основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Рабовладельческое государство.
Это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность - первый вид частной собственности, рабовладельческое государство – для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют, например, города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство – экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.
3.2. Феодальное государство.
Это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на собственников земли – феодалов.
К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, гергогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
3.3. Буржуазное государство.
Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть такого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс.
Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешаетльство государства в процесс капиталистического воспроизводства.
В рамках формационной теории это государство – сложный организм, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением трудящихся оно способно ограничивать их интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав. Об этом же говорят и реализуемые социальные программы. Однако, капиталистическое государство остается орудием правящего буржуазного класса, комитетом по управлению делами монополистической буржуазии. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические государства и современные западные государства.
3.4. Социалистическое государство.
Это высший и последний исторический тип государства, согласно теории, конечно. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно этой теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается такими чертами:
1). Экономическую базу соц. Государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.
2). Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.
3). Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Согласно данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества – рабочего класса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.
3.5. Переходное государство.
Говоря об основных исторических типах государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.