Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г.
Рассмотрим содержание и основные положения Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.
В преамбуле указанной декларации сказано, что первый Съезд народных депутатов РСФСР, сознавая историческую ответственность за судьбу России и выражая волю народов республики, провозглашает государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и желает создать демократическое правовое государство в составе обновленного СССР.
Следует выделить ряд основных положений Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.
Во-первых, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика признается суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.
Во-вторых, суверенитет республики признается естественным и необходимым условие существования государственности России, которая имеет многовековую историю, культуру и традиции.
В-третьих, в декларации носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР указывается многонациональный народ России. Он реализует государственную власть как напрямую, так и посредством представительных органов.
В-четвертых, в декларации государственный суверенитет провозглашается с целью обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь, свободное развитие и родной язык.
В-пятых, для создания политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР принимается ряд правовых установлений.
В-шестых, РСФСР объединяется с остальными республиками в Союз на основе Договора. Россия признает суверенные права союзных республик и СССР.
В-седьмых, в декларации республика оставляет за собой право на свободный выход из СССР согласно механизму, который установлен Союзным договором и основанных на нем актах.
В-восьмых, всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, предоставляются и гарантируются права и свободы, которые предусмотрены Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.
В-девятых, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей признается важнейшим принципом для обеспечения нормального функционирования РСФСР как правового государства.
В-десятых, принятая Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года характеризуется как основа для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования законодательства.
94. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств (СНГ).
К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.
Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.
95. Конституция РФ 1993 г. разработка принятие основные положения
Проект Конституции готовился специальной конституционной комиссией по поручению М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ Б. Н. Ельцин.
В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции.
Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.
Структура Конституции РФ: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.
Основные принципы Конституции РФ:
1) верховенство Конституции;
2) прямое действие конституционных норм.
Основные положения Конституции РФ:
1) Россия стала на путь формирования правового государства;
2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;
3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;
4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;
5) суверенитет и территориальная целостность России;
6) единая система государственных органов власти;
7) в РФ действует принцип разделения властей.
Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:
1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);
2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);
3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);
4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);
5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);
6) иные особенности, характерные для демократического общества.