Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса 1923 г.
УПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти разделов, или, как они назывались в тексте закона, отделов. В первый раздел входили нормы, закрепляющие положения, имеющие общее значение для всех стадий уголовного процесса: определение подсудности, состав суда, ведение протоколов и др. Второй раздел устанавливал порядок ведения предварительного следствия и дознания. Нормы по вопросам производства в народном суде, кассационного и надзорного производства, производства по вновь открывшимся обстоятельствам и особые производства в народном суде составляли содержание третьего раздела УПК РСФСР. Четвертый раздел регламентировал порядок высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции, пятый - порядок исполнения приговоров.
УПК РСФСР закрепил принципы и институты, призванные гарантировать права личности и установление истины по уголовным делам. Прежде всего кодекс утвердил процессуальные гарантии неприкосновенности личности. Статья 5 УПК РСФСР провозглашала принцип, согласно которому никто не может быть лишен свободы и заключен под стражу иначе, как в случаях и в порядке, определенном в законе. В развитие этого принципа Кодекс исчерпывающим образом называл основания, по которым органы милиции могли задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления на 48 часов. В их числе случаи задержания подозреваемых: на месте преступления; при наличии доказательств, прямо свидетельствующих о совершении лицом преступления; при попытке подозреваемого совершить побег; при отсутствии постоянного места жительства, а также в ситуациях, когда не представляется возможным установить личность подозреваемого.
В течение 48 часов народный следователь или судья должны были принять постановление о заключении подозреваемого под стражу.
При отсутствии такого постановления задержанный подлежал освобождению. УПК РСФСР обязывал судью и прокурора освобождать из-под стражи всех неправомерно лишенных свободы в случаях содержания кого-либо под стражей без законного постановления уполномоченных на то органов или свыше срока, установленного законом или приговором. К сожалению, установленные УПК РСФСР гарантии неприкосновенности личности не в полной мере соблюдались правоохранительными органами и, самое главное, они не распространялись на деятельность ОГПУ. Оно по-прежнему в борьбе с контрреволюционными преступлениями обладало чрезвычайными полномочиями, могло свободно и безнаказанно покушаться на права и свободы личности.
УПК РСФСР значительно расширил право обвиняемого на защиту. Предусматривалось обязательное участие защитника при рассмотрении народным судом уголовного дела в случаях нахождения подсудимого под стражей, при участии в процессе обвинителя, а также при рассмотрении дел глухонемых и иных лиц, лишенных в силу физических недостатков способности правильно воспринимать реальный мир и его явления.
В целях предоставления наибольших возможностей обвиняемомузащищаться от инкриминируемого преступления УПК РСФСР предусматривал ведение производства по уголовным делам на русском языке или на языке большинства населения данной местности и предоставление переводчика лицам, не владеющим этим языком.
68. Кодификация земельного права в 1920-е годы.
Первым законодательным актом советского государство стал декрет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».
Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».
С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.
Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.
Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.
Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.
Образование СССР. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1924 г.
Одним из знаковых событий советской истории 20-х годов явилось образование единого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР, па котором присутствовали представители четырех республик: РСФСР, Белоруссии, Украины и ЗСФСР. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и передал эти документы на рассмотрение руководящих органов республик.
В начале 1923 г. началась работа по подготовке проекта Конституции СССР. Состоявшийся в январе 1924 г. II съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил Конституцию СССР, которая предварительно была ратифицирована съездами Советов союзных республик.
Конституция СССР состояла из 2 разделов (Декларации и Договора об образовании СССР), 11 глав, 72 статей. СССР определялся как единое союзное государство, созданное на федеративных началах. К компетенции Союза ССР относились вопросы руководства вооруженными силами, объявления войны и заключения мира, международных отношений, изменения внешних границ Союза, ратификации международных договоров, руководства внешней торговлей, утверждения единого государственного бюджета, формирования денежной и кредитной системы, принятия основ судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и трудового законодательства, обших начал землеустройства и землепользования. Руководство экономикой, за исключением важнейших отраслей, находилось в совместном ведении союзного центра и республик. Гарантировались суверенные права республик: право свободного выхода из Союза (ст. 4), на неизменяемость территории без собственного согласия, на собственное гражданство, а также на собственные Конституции. С другой стороны, конкретный механизм реализации суверенных нрав республик не был разработан.
Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно, а с 1927 г. стали собираться раз в два года. В исключительной компетенции Съезда находились утверждение и изменение основных начал Конституции.
В перерывах между съездами верховная власть принадлежала Центральному Исполнительному Комитету СССР (ЦИК СССР), который являлся законодательным и исполнительным органом. ЦИК состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совет Национальностей.
Итак, с принятием Конституции СССР окончательно оформилось единое союзное государство. Достаточно скоро количество субъектов федерации увеличилось с 4 до 7: в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии образованы Узбекская ССР (1924 г.), Туркменская ССР (1924 г.) и Таджикская ССР (1929 г.). Проведенное в 20-е гг. районирование СССР упразднило архаичное деление на губернии и уезды и создало новое административное деление, отвечающее потребностям развития народного хозяйства. В РСФСР утвердилась трехзвенная система: район, округ, область (край). В остальных республиках создана двухзвенная система: район, округ.