Вопрос 52. Изменения в праве в XX в
В сфере права в XX в. продолжали действовать и развиваться тенденции, наметившиеся либо сложившиеся в предыдущий период. На более высоком уровне цивилизационного развития, при значительном усложнении хозяйственных отношений, с ростом социальных, этнических, религиозных противоречий, а также в связи с активизацией роли государства в регулировании общественных отношений наблюдалось и расширение сферы действия права, в частности публичного права, императивных норм, отчасти стирание граней между публичным и частным правом. Наряду с ускорением развития права в нем заметно утверждаются «социальные мотивы», появляются новые отрасли права, например трудовое, социальное право; от гражданского права отпочковывается патентное, авторское, банковское право и т. д. Юридико-техническое совершенствование права с появлением большого числа специальных терминов, также и возрастание его объема вели к тому, что овладение правом стало требовать обширных специальных знаний. Мировой естественно-исторический процесс проявлялся в праве различными, подчас противоположными, тенденциями и направлениями движения. В праве отражалось усложнение общественных отношений, разрушительное воздействие некоторых теорий, экономических, политических, военных кризисов и в то же время повышалась роль права в защите прав человека, в регулировании экономических процессов, сближении народов.
Интеграционные процессы, активно действовавшие в мире, стимулировали унификацию правовых норм. Продолжала действовать тенденция сближения романо-германской и англосаксонской «семей правовых систем». Возрастало значение международного права. Особо следует отметить межгосударственную унификацию гражданского и торгового права в рамках Евросоюза.
Вместе с тем отдельное, самостоятельное существование сохраняли правовые системы, например, Китая, Индии, мусульманских стран. Следует отметить и факт сохранения, особенно в странах Азии и Африки, традиционного права, что более наглядно обнаруживает цивилизационные различия эволюции правовых систем мира.
В странах, вступивших на путь интенсивного развития, прежде всего в ведущих капиталистических странах, в Новейшей истории происходило дальнейшее совершенствование права, выражавшееся в его приближении к адекватному отражению условий и требований своего времени и особенностям народов.
При сохранении важной регулирующей роли закона наблюдалось значительное увеличение удельного веса актов исполнительной власти. Декреты президентов и правительств, регламенты министерств, другие административные акты приобрели первенствующее значение в регулировании многих общественных отношений, что отразило ограничение законодательной функции парламентов в системе разделения властей. Вместе с тем, выражая невозможность регулирования законом всего многообразия возросшей сложности общественных отношений, повышается значение и судебной практики в качестве источника права.
В юридическом отношении наблюдалось значительное усложнение права, его нормы дифференцировались, приобретая более узкую направленность, резко увеличился объем права. Сохранялись, но значительно ограничивались классические принципы права – равенство сторон в договоре, наиболее абсолютное право частной собственности, незыблемость договора.
Изменения затронули правовое положение субъектов права. Преодолевая отголоски прошлого, в частности неравенство в гражданских, политических правах мужчин и женщин, выделялось и подчеркивалось приоритетное значение прав личности. Коллективизм в добуржуазном праве, отчасти ограничивался социальными мотивами в праве.
Вопрос 53. Образование Италии
В течение веков Италия, раздробленная, плохо управляемая, тем не менее богатая, служила добычей крупных европейских держав – сначала Франкской монархии и Германии, затем (с конца XV в.) Франции и Испании. Последней одно время (с 1559 г.) удается почти полностью вытеснить Францию и установить непосредственный контроль над итальянскими государствами.
Народные массы Италии не однажды поднимались на борьбу против чужеземного гнета и феодальной реакции, но безуспешно. Господство Испанииусиливало феодальные элементы, помогло держаться у власти абсолютистским режимам (режим Медичи во Флоренции, мелкие тирании в Ферраре, Модене, Мантуе и т. п.). В интересах ослабления Италии испанские захватчики препятствовали политическому единству страны.
В начале XVIII в. Австрииудалось вытеснить Испаниюиз Италии и захватить ее владения в этой стране, в том числе Ломбардиню (с Миланом во главе) и Тоскану(с ее столицей Флоренцией). Здесь и утвердилось господство Австрии(по Ахенскому договору 1748 г.).
Французская революция и в особенности успешный поход Наполеона в Италию (1796–1797 гг.) создали, наконец, благоприятные условия для борьбы передовых сил страны за национальное освобождение и объединение, за ликвидацию феодализма.
Десятки тысяч революционеров и патриотов сплачивались по всей Италии в тайные союзы, чтобы, каждый день, рискуя жизнью, готовить грядущую национальную революцию.
В 1820–1821 гг. карбонарии подняли восстание в Неаполе и Пьемонте. Восстания эти были подавлены войсками Меттерниха, конституции уничтожены.
Борьба за объединение Италии приобретает особый размах после революции 1848 г. во Франции. Волна национального движения сметает австрийских ставленников в Парме, Модене и Тоскане. Неаполитанский король во второй раз жалует своим подданным конституцию. То же самое делает римский папа в своей области («Понтификате»). Тем не менее, национально-освободительная борьба окончилась неудачей и на этот раз. Австрии удалось восстановить свое господство в Италии, но уже ненадолго.
В 1859 г., опираясь на народное восстание в Ломбардо-Венецианских областях, правительство Пьемонта добивается очищения Италииот австрийских гарнизонов.
За пределами нового государства остались Неапольи Папская область. Ради их присоединения правительство Пьемонта пошло на союз с демократическим освободительным движением, возглавленным Мадзини и знаменитым Гарибальди. Сравнительно небольшие военные силы Гарибальди, поддержанные народом, совершили фантастически смелый марш, приведший к падению Неаполитанского королевства.
Австро-итальянская война 1866 г. привела к освобождению Венеции и ее присоединению к Италии.
Поражение Наполеона III в войне с Пруссией изгнало французские войска из Римаи Папской области (1870 г.).
Король Пьемонта переехал в Рим, объявленный столицей Италии. На карте Европы появилось новое государство.
Конституцией Италии сделался монархический «Пьемонтский статут». Принятый в 1848 г. Статут был составлен с расчетом на преобладание короля и верхней палаты (состоящей из принцев крови, епископов, высших сановников, генералов и прочих лиц, назначенных королем), так называемого сената.
И король, и сенат обладали правом бессрочного отлагательного вето в отношении законопроектов. Назначение министров принадлежало королю, он один обладал всей полнотой исполнительной власти, ему принадлежало право законодательной инициативы, утверждения или отклонения законов, право помилования и смягчения наказания. Король же командовал армией, заключал международные договоры и объявлял войну.
При всем том политический режим оставался антидемократическим.
Вопрос 54. Образование Болгарского государства
Освобождение Болгарии. В апреле 1876 г. в Болгарии произошло новое восстание против турецкого гнета, окончившееся разгромом восставших и жестокими казнями. Восстание ускорило выступление России против Турции. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. закончилась полным разгромом Турции и освобождением Болгарии. Независимо от целей, преследовавшихся царским правительством, русско-турецкая война 1877–1878 гг. сыграла прогрессивную историческую роль. Она принесла болгарскому народу свободу, облегчила и ускорила крушение самого варварского абсолютизма в Европе.
По условиям завершившего войну Сан-Стефанского мирного договора Болгария, хотя и осталась в зависимости от Турции, объявлялась свободной в своих внутренних делах. Но Англия, Германияи Австро-Венгрия не желали создания самостоятельного славянского государства на Балканах. Они потребовали пересмотра Сан-Стефанского договора.
По решению специально созванного в Берлине конгресса (1878 г.) Болгариябыла разделена на три части: Македонияи Фракия были отданы Турции; Южная Болгария (названная Восточной Румелией) превратилась в автономную турецкую провинцию из Северной Болгарии образовалось Болгарское княжество, поставленное в вассальное по отношению к Турции положение.
Болгарский народ не желал мириться с реакционным Берлинским трактатом. В 1885 г. в столице так называемой Южной Болгарии произошел переворот, результатом которого было воссоединение южной и северной частей Болгарии.
В ответ на это Австро-Венгрия спровоцировала Сербию на войну с Болгарией. Но война окончилась победой Болгарии. Провозглашение ее полной независимости состоялось 5 октября 1908 г. Болгарское княжество преобразовалось в царство.
Учредительное собрание, созванное для рассмотрения органического закона, собралось в 1879 г.в Тырнове, отчего принятая им конституция получила название «Тырновской». В Собрании определились две партии. Одна – консервативная – выражала интересы верхов болгарского купечества, ростовщиков, кулаков, реакционного духовенства. Другая – либеральная – была партией болгарской мелкой и средней буржуазии, партией ремесленников и интеллигенции.
Принятая Собранием конституция (излагается с учетом добавлений и изменений, внесенных в нее в 1893 г.), устанавливала ограниченную монархию. Законодательная власть осуществлялась «народным представительством», исполнительная власть вручалась князю (с 1908 г. он стал называться царем). Министры назначались и увольнялись царем, но несли ответственность перед Народным собранием, которое было вправе предавать их суду.
Устанавливалось два вида Народных собраний: «великое» и «обыкновенное». И то и другое были однопалатными.
Царь мог распустить Народное собрание с тем, чтобы новые выборы состоялись не позже, чем через два месяца. Законы должны были приниматься Народным собранием и утверждаться царем.
Конституция провозглашала равенство прав граждан, неприкосновенность собственности, неприкосновенность личности и жилища, свободу собраний, союзов, печати и т. д.
Введя монархический образ правления, Учредительное собрание позаботилось об избрании монарха. Им оказался прусский офицер, принц Александр Баттенберг, а затем, после вынужденного отречения Баттенберга от престола (1886 г.), – венгерский офицер, немец, принц Фердинанд Кобургский.
В 1893 г. Тырновская конституция подверглась переработке, целью которой было усиление монархической власти за счет «народного представительства». Тем же целям служили конституционные изменения 1911 г. Царю было предоставлено право заключать договоры с иностранными государствами.
Вопрос 55. Образование Сербского государства
В 1804 г. сербский народ поднял восстание и ценой огромных жертв добился освобождения большой части своей земли от угнетателей турок. В 1806 г. в войну с Турцией вступила Россия. При активной поддержке русских армий сербы полностью очистили свою землю от турок. Созданная в 1811 г. Скупщина объявила себя учредительной и провозгласила Кара Георгия наследственным князем Сербии. Исполнительная власть вручалась шести попечителям (министрам), выбранным из среды Управного совета.
В 1812 г. русский главнокомандующий, знаменитый полководец М. И. Кутузов принудил побежденную Турцию к Бухарестскому миру. Одна из статей договора, продиктованная фельдмаршалом, обязывала Турцию предоставить Сербии широкую автономию в делах внутреннего управления. В том же 1812 г. Россия вынуждена была защищаться от нашествия Наполеона. Воспользовавшись этим, турки вторглись в Сербию и залили ее потоками крови.
Едва оправившись от поражений и насилий, сербский народ начал новую войну с Турцией (1815 г.). Под непрекращающимся нажимом России турецкий султан вынужден был «даровать» Сербии «фирман» 1820 г.
В 1833 г. Сербия добилась ликвидации турецкого помещичьего землевладения и на этой основе сумела осуществить важную аграрную реформу.
В конце 1838 г. русское правительство выработало для Сербии конституцию. Она была утверждена султанатом и стала законом страны, действовавшим в течение более
30 лет.
Конституция исходила из принципов разделения властей. Законодательную власть она вручала сенату «из старейших и важнейших лиц сербского народа» в числе 17 членов.
Князь был главой исполнительной власти, назначал чиновников, приводил в исполнение законы, осуществлял верховное командование армией, имел право помилования.
Учреждалось три суда: примирительный, состоявший из сельских старшин; окружной – первая инстанция по уголовным и гражданским делам; апелляционный, находившийся в столице.
В административном отношении Сербия состояла из 17 округов, делившихся на срезы, общины и села.
Конституция 1838 г. при всех ее недостатках способствовала объединению областей, внесла относительный порядок в государственно-правовую жизнь и тем способствовала буржуазному развитию-Сербии.
Реформа 1858 г. Очень скоро власть оказалась в руках крупных земельных собственников и высших чиновников, объединившихся под названием «уставобранителей», т. е. защитников конституции.
Считая себя оттесненной от управления государством, сербская буржуазия была недовольна режимом уставобранителей. В этом она находила поддержку и в широких слоях крестьянства и опиралась на них. Политический конфликт между уставобранителями и буржуазной оппозицией разрешился, в 1858 г. низложением князя (была восстановлена низложенная уставобранителями династия Обреновичей) и пересмотром конституции.
Государственное развитие Сербии было завершено конституцией 1869 г. которой был решен вопрос о законодательной власти – компромиссно. Право утверждения законов было предоставлено только Скуцщине, но законодательная инициатива оставалась в руках князя. Он же назначал некоторое число депутатов.
Воспользовавшись поражением Сербии в войне против Болгарии (1885 г.), буржуазная «радикальная» партия добивается новой, третьей за 50 лет, конституции (1888 г.). Конституция отменила право короля назначать депутатов Скупщины и таким образом впервые превратила последнюю в представительный орган.
Государственный переворот 1893 г. восстановил в Сербии не ограниченную монархию, и она держалась целых 15 лет. Наконец, новый переворот (1903 г.), закончившийся истреблением короля, его семьи, его наиболее опасных сторонников, вернул Сербии конституцию 1888 г.
Вопрос 56. Образование Румынского государства
Валахияи Молдавия. В XIV в. возникли к востоку и к югу от Карпат два княжества – Молдавия и Валахия. Оба они, несмотря на сопротивление, должны были принять верховную власть Турции—сначала Валахия, потом Молдавия (XV–XVI вв.). Правители княжеств (господари) избирались боярством, составлявшим господствующий феодальный класс, но фактическое назначение исходило от Турции. Оба княжества платили Турции ежегодную дань, поставляли сельскохозяйственную продукцию, подчинялись обязательным мобилизациям рабочей силы для строительства турецких крепостей и т. д.
Освобождение Валахии и Молдавии от турецкого гнета связано с русско-турецкими войнами XVIII–XIX вв. Договор между Россией и Портой (Турцией) 1774 г. создавал некоторые новые условия существования княжеств, облегчая им самоуправление, защиту интересов, урегулировав сбор дани. С 1829 г. по Андрианопольскому мирному договору Валахия и Молдавия получали автономию, но за Турциейсохранялось право на получение дани.
Начало объединению Валахии и Молдавии в единую Румынию было положено в 1848 г. Февральские события 1848 г. во Франциинашли широкий отклик в столицах обеих княжеств – Яссах (Молдавия) и Бухаресте (Валахия). И там и здесь либеральная часть боярства и буржуазии потребовала демократической конституции с ответственным министерством, свободой печати и т. д.
Совместное вмешательство Россиии Турцииостановило это движение. В конце концов, княжества оккупирует Австрия. Решение вопроса об их дальнейшей судьбе взяли на себя европейские государства.
Постановлением Парижской конференции 1858 г. Молдавия и Валахия были объединены под названием «Соединенных провинций» в единое государство, с тем, однако, чтобы каждая из этих провинций имела собственное правительство. Общие дела княжеств поручались особой комиссии в составе 16 членов. Решение было компромиссным. Франция, чтобы привлечь к себе румын, предлагала «единое государство». Австрия и Турция, желая сохранить за собой право вмешательства при неизбежных столкновениях «провинций», настаивала на их отдельном, сепаратном существовании. Россиябыла сторонником объединения княжеств. Получив свободу действий, княжества почти тотчас нашли путь к объединению. Собрания княжеств избрали своим главой одного и того же господаря – боярина Кузу, принявшего княжеский титул под именем Александра I.
Манифестом, изданным в 1859 г., Куза возвестил об образовании Румынского государства. Собрания княжеств слились в единую палату. Столицей нового государства сделался город Бухарест.
Турецкий суверенитет и дань в пользу Турции тем не менее сохранились. Окончательное освобождение наступило только в результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Законами нового правительства было отменено крепостное право, основаны университеты, осуществлена реформа избирательного права, однако оставался нерешенным земельный вопрос.
Аграрная реформа, последовавшая за переворотом (1864 г.), передала 400 тыс. крестьян земельные участки которые они до того пожизненно арендовали (с выкупом в течение 15 лет).
В 1866 г. Румыния получила новую, «либеральную» конституцию, узаконившую конституционную монархию, скроенную на прусский образец. Главой государства объявлялся князь (с 1881 г. – король), создавались две палаты, вводилась куриальная система выборов (при «всеобщей» подаче голосов).
Верхняя палата – сенат – выбиралась одними крупными землевладельцами, нижняя палата оказалась во власти двух курий (из четырех), члены которых были крупнейшими налогоплательщиками.
В 1884 г. в Румынии проведена избирательная реформа. Вместо четырех курий было создано три.
Вопрос 57. Образование буржуазного государства в Японии
Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Япониив конце 60-х гг. XIX в. Развитие капиталистических отношений в Японии и их проникновение в деревню усилили и до того уже крайнюю эксплуатацию феодально-зависимого и бесправного крестьянина. В первой половине XIX в. в Япониипроизошло около 250 крестьянских восстаний; в 50-е и 60-е гг. крестьянские восстания следуют одно за другим. С 1853 по 1856 г. их насчитывается 52, в одном только 1861 г. –17 и т. д.
В 1853 г. США послали в Японию эскадру, командующий которой предъявил японскому правительству ультимативное требование об установлении торговых отношений. Под давлением решающего военного превосходства СШАсегун вынужден был, в конце концов, удовлетворить это требование.
В 1858 г. был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (т. е. их неподсудность японским судам) и т. д. Неравноправные договоры были заключены Японией с Англией, Францией, Голландией и другими странами.
Капитуляция правительства перед иностранными колонизаторами грозила гибелью отсталому японскому производству и торговле.
Союзом буржуазии и дворянства, при несомненной руководящей роли последнего, следует объяснять незавершенный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.
Реформы стали неизбежными не только под давлением буржуазии. Не в меньшей степени их подталкивали непрекращавшиеся выступления крестьян.
В 1868 г. были декретированы уничтожение цехов и гильдий, предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода торговли.
В 1871 г. правительство упразднило феодальные уделы, введя деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.
В 1872 г. был издан указ о введении всеобщей воинской повинности, чем подрывалось монопольное право самураев на военную службу.
В 1880 г. серьезные новшества коснулись судебного ведомства. С помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшие западноевропейские образцы.
В 1885 г. создается кабинет министров, не известный всей прежней практике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности – знак внимания к буржуазии.
В 1888 г. создается Тайный совет в качестве совещательного органа при императоре. Его специальным назначением было утверждение проекта подготовляемой конституции.
В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзиюто в полуправительственную партию. Переговоры увенчались успехом. В результате их была создана (в 1900 г.) совершенно новая организация, еще более реакционная, чем прежняя. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн «Мицуи», с которым сейюкай была связана до последних дней своего существования.
Интересы другого крупного концерна – «Мицубиси» – выражала партия минсейто («партия народной политики»).
В 1882 г. была сделана попытка создать социалистическую партию, но правительство эту партию немедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением был издан террористический «полицейский закон об охране порядка» (1900 г.).
Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия для быстрого роста японской промышленности и торговли. В конце XIX в. японский капитализм вступает в период империализма.