Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран
Антон Викторович Селянин
Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран
Вопрос 1. История государства и права как учебная дисциплина
История государства и права зарубежных стран опирается на учение о государстве и праве науки теории государства и права. Теория государства и права — это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. Органы государства издают нормативные акты, в которых содержатся нормы права, принимают меры к их реализации. С другой стороны, деятельность государства осуществляется прежде всего в правовых формах.
Структура учебного курса теории государства и права прямо зависит от специфики ее предмета. Во всех учебных изданиях, как правило, присутствуют два крупных раздела – теория государства и теория права. В теории государства обычно рассматриваются проблемы общего понятия государства, возникновения и исторического развития государственности, функций и форм государства, аппарата государства, значения государства в политической системе общества. В теории права изучаются проблемы общего понятия права, возникновения и исторического развития права, норм и системы права, нормативно-правовых актов, правосознания, правоотношений, реализации права, правонарушений, юридической ответственности, законности и некоторые другие.
История государства и права зарубежных стран как учебная дисциплина в хронологической последовательности знакомит с конкретно-историческими формами политической организации общества зарубежных стран, их государственным механизмом, а также с правовыми системами прошлого. Она рассматривает возникновение и развитие наиболее типичных государств, их классовую сущность, правовое положение социальных групп населения, памятники права, а также выясняет роль карательных органов, суда, полиции, тюремных учреждений. Изучение истории развития государственного строя зарубежных стран облегчает понимание форм и методов классового господства в конкретной исторической обстановке, выясняет причины перехода от одного политического режима к другому. Знакомство с правовыми системами прошлого облегчает изучение действующего права. Данная учебная дисциплина содержит основные сведения, необходимые для изучения государственного, гражданского, уголовного, земельного права и др.
Учебный курс всеобщей истории государства и права имеет своей задачей способствовать выработке собственного взгляда на историю вообще, историю и государства и права в частности, путем предоставления широкого набора фактов, исторических примеров, описания имевших место быть событий.
Данная учебная дисциплина призвана:
1) служить интересам наиболее широкой подготовки студента в вопросах государства и права;
2) обеспечить такую степень подготовки студента, которая позволила бы ему судить о государственно-правовых системах;
3) создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.
Таким образом, следует отметить, что, как и любая наука, история государства и права зарубежных стран имеет свой предмет. Предметом науки и учебного курса всеобщей истории государства и праваявляются общие закономерности и специфические черты происхождения государства и права, как в целом, так и в определенных регионах и странах.
Вопрос 4. Древний Китай
Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».
Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:
1) соха и плуг (с металлическим сошником);
2) борона;
3) мотыга и т. д.
Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.
Большой вклад в развитие китайской государственности был внесен сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе была проведена реформа, в результате которой:
1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;
2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;
3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы административно-территориального деления, как уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука.
Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку – т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» – клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь. Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.
Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии.
Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:
1) гражданский губернатор;
2) военный губернатор.
Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что вмешательство центрального правительства в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.
В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. – II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:
1) продажа должностей;
2) система замещения должностей после сдачи экзамена.
Названные меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывала доступ к управлению людям из народа. В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.
В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:
1) была освобождена часть рабов,
2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.
Вопрос 5. Афины
Рассматривая афинскую государственность, следует отметить, что высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось 2–3 раза в месяц. Оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительна. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроект. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Также всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если этот закон нарушал принципы демократии.
Важным по значению органом был Совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами.
Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.
Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз. В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины V в. роль этой коллегии в системе государственных учреждении резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопагстал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилей, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилей ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. По его указанию преступник объявлялся вне закона. Полемархследил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метэки, чужестранцы. Фесмофеты определяли порядок рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.
Вопрос 15. Речь Посполитая
Польша была единым и довольно сильным государством. В 1569 г. она соединилась с Литовским княжеством, образовав знаменитую Речь Посполитую. Главой Речи Посполитой являлся король. Однако реальной властью располагал общепольский так называемый вальный сейм. Его созывали раз в два года. Вальный сейм состоял из двух палат:
1) нижняя – «посольская изба». Она состояла из депутатов, избранных шляхетскими сеймиками. Делегаты эти снабжались инструкциями, от которых они не могли отступить.
2) верхняя палата вального сейма – сенат – была представлена аристократией, верхами чиновничества, церковными иерархами.
Реакционная политическая система, утвердившаяся в средневековой Польше, оказала негативное влияние на ход экономического развития страны. Так, польская промышленность приходила в упадок под гнетом дворянских привилегий, в особенности дворянской экспортной монополии. Сельское хозяйство деградировало в результате нового усиления крепостнического режима. Экономическое разорение, политическая анархия, феодальные усобицы, непрекращающееся противоборство политических групп имели своим следствием ослабление военной силы Польши. И, как следствие названных неблагоприятных обстоятельств, в 1772 г. три державы – Пруссия, Россия и Австрия, вмешавшись во внутренние дела Польши, производят первый ее раздел: значительные пограничные области отошли к трем указанным державам. В 1793 г. происходит второй раздел Польши – на этот раз между Пруссией и Россией. Второй раздел Польши тяжело отразился на экономике страны, больно задел национальные чувства поляков. В стране создалась революционная ситуация. В результате возникших внутренних волнений в стране происходи третий и последний раздел Польши.
Рассматривая польское право, следует отметить такой его источник, как Польская правда. Это не официальная, а частная кодификация. Отмирают старинные формальности, необходимые для перехода земельной собственности из рук в руки. Становится достаточно акта об отчуждении, занесенного в судебные книги. Польское уголовное право претерпевает изменения. Еще в XII в. оно не различает умысла от неосторожности, допускает и широко применяет ответственность без вины (семья отвечает за измену одного из своих членов, деревня – за труп, найденный на ее территории, и т. д.). Квалифицированная смертная казнь по ряду преступлений сосуществует со штрафами, причем применение той или другой меры строго не регламентировано, зависит от усмотрения князя, короля, судей. Применяется обращение в рабство, конфискация, изгнание. Величина штрафов зависела, как и всюду, от социальной принадлежности виновного или потерпевшего, носила классовый характер. Рассматривая источники старого польского права, следует отметить попытку поставить наказание в зависимость от субъективной стороны преступления (умысла, неосторожности). Постепенно стирается в польском праве различие между «публичными» и «частными» преступлениями, усиливается внимание к рецидиву. Польская правда содержит целый ряд положений о судебном процессе, в особенности об ордалиях, существовавших в виде испытания кипящей водой, раскаленным железом, поединка. Приговор выносился вначале в устной форме. Записывать его стали, по-видимому, не ранее XIII в. В дальнейшем польский процесс претерпевает ту же эволюцию, что и в странах Западной Европы. Документы и свидетели вытесняют ордалий. Стала допускаться апелляция на приговоры и решения, главным образом в виде обвинения судьи в том, что он пристрастен.
Вопрос 18. Болгария
Становление болгарской государственности берет свое начало с VI в., когда славянские племена начали колонизацию Балкан. Далее, в VII в., они образуют в Мезии (нынешняя Болгария) союз, известный под названием «Семь славянских племен». В 70-х гг. того же столетия в район, занимаемый союзом Семи славянских племен, вторглась протоболгарская кочевая орда, возглавленная ханом Аспарухом. Они находились на стадии военной демократии, т. е. переживали период разложения родовых отношений. Под влиянием военной опасности, исходившей как от Византии, так и от авар, славянская знать, возглавляющая союз Семи славянских племен, должна была заручиться поддержкой кочевых племен протоболгар. Возникший союз стал надежной защитой против агрессивной Византии. По уровню экономического и культурного развития славяне стояли выше булгар, они превосходили их в численном отношении, и потому не славяне, а булгары растворились в чужом народе, ассимилировались с ним, хотя и передали стране и ее народу свое родовое название. Поэтому VII в. ознаменован появлением Первого болгарского царства.
В IX–X вв. в Болгарии господствует феодальный строй. В данный период времени существует два основных класса:
1) господствующий – болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство;
2) эксплуатируемый – в основном зависимое крестьянство. Оно состояло из трех групп – баштинников, сохранивших свой отцовский надел, личную свободу и некоторые возможности распоряжения собственностью; париков – крепостных, обязанных барщиной и другими повинностями в пользу помещиков и налогами в пользу государства; отроков – рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина.
В Болгарии государственная власть была представлена князем и его администрацией в центре и на местах – воеводствах и жупах. Болгарский царь держит в своих руках:
1) законодательство;
2) верховный суд;
3) командование.
В начале XI в. Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет.
В конце XII в. Болгария возвращает себе независимость. Она занимает значительную территорию, расширяемую за счет удачных завоеваний.
Рассматривая болгарское право, следует отметить, что его первая кодификация получила название «Закона судного людям», составленный на рубеже IX и X вв. Закон судный людям не содержит детальной регламентации вопросов уголовного права. Необходимо отметить, что виновные в похищении имущества, поджогах, краже свободных людей для обращения их в рабство наказываются довольно строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается изгнание (во второй раз) и даже продажа в рабство (в третий раз).
Предусматривается смертная казнь за убийство, особенно за квалифицированное убийство (отцеубийство, братоубийство и др.), но отличало умышленное действие от неумышленного, назначая за последнее меньшее наказание. Болгарский суд имел, по всей видимости, возможность руководствоваться этими нормами, однако из других документов, в частности грамот, мы узнаем, что за убийство при известных обстоятельствах уплачивали штраф. Когда же убийца не был установлен, платило село.
В незначительной степени регулируются гражданско-правовые отношения. Новшеством в области семейных правоотношений является установление запрета на многоженство. Устанавливается предписание выгонять из дома вторую жену (вместе с ее детьми), не допускается вступление в брак с близким родственником, ограничивается самоуправство, назначаются наказания за вероотступничество.
Имущественные отношения отличаются значительным развитием. Болгарскому праву известны наем вещей и рабочей силы, заем и залог, опека и попечительство, наследование по закону и по завещанию и т. д.
Вопрос 19. Сербия
В период с VIII по IX вв. в сербских землях сохраняется деление на племена, народные веча и советы старейшин. Древние обычаи заметно сказывается на семейных отношениях. Так, несколько поколений – потомков одного отца – живут вместе, одной семьей. Они совместно владеют имуществом, вместе обрабатывают землю, питаются и одеваются из общих запасов. Это называется задругой. Вся власть в такой семье принадлежит семейному совету. В него входят все взрослые мужчины и женщины. Необходимо отметить, что непосредственное управление находится в руках одного человека – избранного всеми домачина. Важные дела, включая суд над провинившимся, являются компетенцией семейного совета, и ни одна значительная продажа или покупка не могут быть произведены без его согласия.
Самой первой формой территориального образования были жупы — союзы родов. Как и повсюду, в Сербии переход к государству отмечен борьбой за объединение страны и народа под главенством единой централизующей силы, которой в тогдашних условиях была княжеская власть. Инициатива объединения сербских племен и областей в единое целое исходила от Рашки– области, лежавшей на юго-западе нынешней Сербии, где к XII в. устанавливается довольно сильная княжеская власть. Рашке удалось создать первый крупный территориальный союз нескольких областей, ставших основой в становлении Сербского княжества. Далее, в значительной степени Сербия усилилась как государственное образование в царствование Стефана Душана, принявшего Законник Стефана Душана – наиболее значительный памятник старого сербского права. Время его правления приходится на первую половину XIV в.
Вопрос 21. Арабский халифат
Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни:
1) родовой связи членов общества;
2) кровной мести;
3) в общем владении землей и т. д.
В данном случае отмечается:
1) выделение и укрепление родовой знати;
2) распространение получают торговля и ростовщичество;
3) появление довольно крупных городов.
Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и предрекало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. Новая религия – ислам – привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизывание практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются:
1) сунна (дополняющая Коран);
2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права);
3) указы халифов.
При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе адата (обычаев), являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям. Следует отметить, что с первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей – Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро переходить на феодальный лад, приобретая имения и крепостных. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства первое место принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны – канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи.
Вопрос 46. Германский союз
Французская революция, «точно громовая стрела», ударила в тот хаос, в ту уже фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации». Поражение Наполеона не восстановило старой империи. Вместо нее Парижским трактатом 1814 г. был образован так называемый Германский союз в числе 34 государств – королевств, княжеств, герцогств и немногих свободных городов. Каждое из объединившихся государств сохранило свою независимость; главенство в союзе принадлежало Австрии.
Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы вГермании ничего не менялось.
Дворяне вернули себе прежнюю власть над крестьянством, феодальные суды и барщину, право охоты и «кровавую десятину» (налог на забитый скот). В ряде областей помещики удержали за собой феодальное право безнаказанного бессудного убийства крестьянина. Сохранился и налог, заменивший право первой ночи. За исключением нескольких южногерманских государств (Баварии, Бадена и др.), где политический строй был по видимости конституционным, абсолютизм сохранялся как господствующий по всей Германии. Тайные суды, всесильная полиция и т. п. были неизбежным следствием этих режимов.
Движение протеста не шло далее узких рамок студенческих корпораций. Студенческая молодежь устраивала еще шумные собрания, на которых сжигалась порой «капральская палка» (символ ненавистного полицейского режима), и этого одного было достаточно для массовых репрессий.
Террор еще более усилился после революции 1830 г. во Франции. Всякое свободное слово преследовалось цензурой, тюрьмой, каторгой.
Буржуазное развитие Германии между тем совершалось, хотя и очень медленно. Его воздействием следует объяснить Таможенный союз 1834 г., заключенный между Пруссией, Баварией, Саксонией и некоторыми другими германскими государствами; он сближал между собой коммерческие классы различных государств и областей Германии, концентрировал их силу, способствовал переходу всей массы этих классов в лагерь либеральной оппозиции. Германская буржуазия стала втягиваться в борьбу за власть.
Созданный по инициативе ПруссииТаможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкла смотреть на Пруссию, как на свой экономический, а затем и политический форпост.
Приблизительно в тот же период заявляет о своем существовании германский рабочий класс. Знаменитое выступление силезских ткачей (1844 г.)положило начало борьбе немецких рабочих с феодализмом и деспотизмом.
Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 г.). Пока пролетариат сражался с войсками, буржуазные либералы упросили прусского короля согласиться на некоторые перемены. Среди них фигурируют уничтожение помещичьих судов и полицейской власти помещиков над крестьянами распространение суда присяжных на политические преступления; выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание).
Буржуазно-демократическое движение охватило и другие германские государства. Чтобы выиграть время для расправы с ним, короли и князья дали свое согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне Учредительного собрания. Составленное из депутатов всех государств, оно должно было дать Германии единую конституцию.
Франкфуртское собрание не оправдало надежд германской демократии. Франкфуртское собрание было просто-напросто разогнано штыками (1849 г.) и разработанный проект конституции, хотя и имел известное прогрессивное значение, однако остался на бумаге.
Вопрос 53. Образование Италии
В течение веков Италия, раздробленная, плохо управляемая, тем не менее богатая, служила добычей крупных европейских держав – сначала Франкской монархии и Германии, затем (с конца XV в.) Франции и Испании. Последней одно время (с 1559 г.) удается почти полностью вытеснить Францию и установить непосредственный контроль над итальянскими государствами.
Народные массы Италии не однажды поднимались на борьбу против чужеземного гнета и феодальной реакции, но безуспешно. Господство Испанииусиливало феодальные элементы, помогло держаться у власти абсолютистским режимам (режим Медичи во Флоренции, мелкие тирании в Ферраре, Модене, Мантуе и т. п.). В интересах ослабления Италии испанские захватчики препятствовали политическому единству страны.
В начале XVIII в. Австрииудалось вытеснить Испаниюиз Италии и захватить ее владения в этой стране, в том числе Ломбардиню (с Миланом во главе) и Тоскану(с ее столицей Флоренцией). Здесь и утвердилось господство Австрии(по Ахенскому договору 1748 г.).
Французская революция и в особенности успешный поход Наполеона в Италию (1796–1797 гг.) создали, наконец, благоприятные условия для борьбы передовых сил страны за национальное освобождение и объединение, за ликвидацию феодализма.
Десятки тысяч революционеров и патриотов сплачивались по всей Италии в тайные союзы, чтобы, каждый день, рискуя жизнью, готовить грядущую национальную революцию.
В 1820–1821 гг. карбонарии подняли восстание в Неаполе и Пьемонте. Восстания эти были подавлены войсками Меттерниха, конституции уничтожены.
Борьба за объединение Италии приобретает особый размах после революции 1848 г. во Франции. Волна национального движения сметает австрийских ставленников в Парме, Модене и Тоскане. Неаполитанский король во второй раз жалует своим подданным конституцию. То же самое делает римский папа в своей области («Понтификате»). Тем не менее, национально-освободительная борьба окончилась неудачей и на этот раз. Австрии удалось восстановить свое господство в Италии, но уже ненадолго.
В 1859 г., опираясь на народное восстание в Ломбардо-Венецианских областях, правительство Пьемонта добивается очищения Италииот австрийских гарнизонов.
За пределами нового государства остались Неапольи Папская область. Ради их присоединения правительство Пьемонта пошло на союз с демократическим освободительным движением, возглавленным Мадзини и знаменитым Гарибальди. Сравнительно небольшие военные силы Гарибальди, поддержанные народом, совершили фантастически смелый марш, приведший к падению Неаполитанского королевства.
Австро-итальянская война 1866 г. привела к освобождению Венеции и ее присоединению к Италии.
Поражение Наполеона III в войне с Пруссией изгнало французские войска из Римаи Папской области (1870 г.).
Король Пьемонта переехал в Рим, объявленный столицей Италии. На карте Европы появилось новое государство.
Конституцией Италии сделался монархический «Пьемонтский статут». Принятый в 1848 г. Статут был составлен с расчетом на преобладание короля и верхней палаты (состоящей из принцев крови, епископов, высших сановников, генералов и прочих лиц, назначенных королем), так называемого сената.
И король, и сенат обладали правом бессрочного отлагательного вето в отношении законопроектов. Назначение министров принадлежало королю, он один обладал всей полнотой исполнительной власти, ему принадлежало право законодательной инициативы, утверждения или отклонения законов, право помилования и смягчения наказания. Король же командовал армией, заключал международные договоры и объявлял войну.
При всем том политический режим оставался антидемократическим.
Вопрос 54. Образование Болгарского государства
Освобождение Болгарии. В апреле 1876 г. в Болгарии произошло новое восстание против турецкого гнета, окончившееся разгромом восставших и жестокими казнями. Восстание ускорило выступление России против Турции. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. закончилась полным разгромом Турции и освобождением Болгарии. Независимо от целей, преследовавшихся царским правительством, русско-турецкая война 1877–1878 гг. сыграла прогрессивную историческую роль. Она принесла болгарскому народу свободу, облегчила и ускорила крушение самого варварского абсолютизма в Европе.
По условиям завершившего войну Сан-Стефанского мирного договора Болгария, хотя и осталась в зависимости от Турции, объявлялась свободной в своих внутренних делах. Но Англия, Германияи Австро-Венгрия не желали создания самостоятельного славянского государства на Балканах. Они потребовали пересмотра Сан-Стефанского договора.
По решению специально созванного в Берлине конгресса (1878 г.) Болгариябыла разделена на три части: Македонияи Фракия были отданы Турции; Южная Болгария (названная Восточной Румелией) превратилась в автономную турецкую провинцию из Северной Болгарии образовалось Болгарское княжество, поставленное в вассальное по отношению к Турции положение.
Болгарский народ не желал мириться с реакционным Берлинским трактатом. В 1885 г. в столице так называемой Южной Болгарии произошел переворот, результатом которого было воссоединение южной и северной частей Болгарии.
В ответ на это Австро-Венгрия спровоцировала Сербию на войну с Болгарией. Но война окончилась победой Болгарии. Провозглашение ее полной независимости состоялось 5 октября 1908 г. Болгарское княжество преобразовалось в царство.
Учредительное собрание, созванное для рассмотрения органического закона, собралось в 1879 г.в Тырнове, отчего принятая им конституция получила название «Тырновской». В Собрании определились две партии. Одна – консервативная – выражала интересы верхов болгарского купечества, ростовщиков, кулаков, реакционного духовенства. Другая – либеральная – была партией болгарской мелкой и средней буржуазии, партией ремесленников и интеллигенции.
Принятая Собранием конституция (излагается с учетом добавлений и изменений, внесенных в нее в 1893 г.), устанавливала ограниченную монархию. Законодательная власть осуществлялась «народным представительством», исполнительная власть вручалась князю (с 1908 г. он стал называться царем). Министры назначались и увольнялись царем, но несли ответственность перед Народным собранием, которое было вправе предавать их суду.
Устанавливалось два вида Народных собраний: «великое» и «обыкновенное». И то и другое были однопалатными.
Царь мог распустить Народное собрание с тем, чтобы новые выборы состоялись не позже, чем через два месяца. Законы должны были приниматься Народным собранием и утверждаться царем.
Конституция провозглашала равенство прав граждан, неприкосновенность собственности, неприкосн