Производство по делам об оспаривании нормативно правовых актов
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями. В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию Заявления (ст.125 АПК), в нем дополнительно должны быть указаны данные:
о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт;
о наименовании этого акта и дате его принятия; о правах и законных интересах организации, гражданина индивидуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения; об органе массовой информации и дате опубликования акта. Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению. Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора. К заявлению должны быть приложены:
1. доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3. документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.
Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Арбитражный суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ст.125, 126 АПК. О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.
Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст.125, в 126 АПК, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст.128 АПК) или его возвращения (ст.129 АПК).
Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовки дела к судебному разбирательству (ст.133-136 АПК). После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляемся лицам, участвующим в деле (ст.137 АПК).
Рассмотрение заявления производится арбитражным судом по общим правилам, предусмотренным гл. 19 АПК.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов и рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел не более 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанный срок должно быть принято решение по делу. На любой стадии арбитражного процесса вправе вступить в дело соответствующий прокурор (ст.52 АПК).
В отличие от общих правил, касающихся участия лиц в судебном заседании, если в заседание не явились надлежаще извещенные заявитель, представитель органа, принявшего спорный акт, иные заинтересованные лица и суд не признал их явку обязательной, то данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений, об этом указывается в определении о принятом заявлении к производству (ст.127. АПК). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмотренном гл.11 АПК. Размер судебного, штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать 50 минимальных размеров оплаты груда, на организации - 1000 минимальных размеров оплаты труда, на граждан 25 минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд осуществляет проверку этого акта или его отдельных положений на предмет его соответствия федеральному конституционному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, арбитражный суд проверяет полномочия органа или липа по принятию оспариваемого нормативного акта. Изложенные обстоятельства должны быть раскрыты доказательствами, предъявляемыми органом или лицом, принявшим нормативный акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение нормативного акта в полном объеме.
Проверка законности оспариваемого нормативного акта не может осуществлена несколькими судами, поэтому АПК предусматривает правило о прекращении производства по делу в случае, если вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям оспариваемый акт (ст.150 АПК). К таким решениям относятся и решения Верховного РФ по конкретным делам.