Кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ТРУДОВОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Специальность: 030501 (021100) – «Юриспруденция»

Специализация: Гражданско-правовая

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Судебная система Европейского Союза: общие принципы построения»

Работу завершил: "31" октября 2013 г. Студент 5 курса группы 8912 вечернего отделения контрактной формы обучения Гаялиев Роберт Ринатович ____________________
Работу допустил к защите: "31" октября 2013 г. Научный руководитель: Доцент Давлетгильдеев Рустем Шамилевич ____________________________  

Казань – 2013

План работы:

Введение………………………………………………………………стр.3-4

  1. Общие положения о судебной системе Европейского Союза……стр.5-6
  2. История становления суда Европейского союза………………….стр.7-9
  3. Структура судебной системы Европейского Союза……………...стр.10-11
  4. Физические и юридические лица, как субъекты права на обращение с жалобой в суды Европейского Союза…………………………...стр.12
  5. Порядок и принципы формирования судов Европейского Союза…………….стр.13-14
  6. Заключение………………………………………………………….стр.15
  7. Список использованной литературы……………………………..стр.16

Введение

Европейский союз, будучи объединением государств, чье функционирование основано на общеправовых демократических началах, является образцом взаимодействия субъектов политических, экономических, социальных и иных отношений на основании детально проработанных в процессе исторического развития правовых норм, устанавливающих равноправие участников отношений, их права, свободы и обязанности, а также гарантии реализации их прав и свобод.

Беря пример с любого демократического государства нельзя не отметить, что каким высоким бы ни был уровень общественного развития какой-либо социальной группы, каким бы ни был высоким уровень образования и достатка его граждан, какое бы развитое и осознанное правовое мышление не имели его граждане, в любом демократическом и правовом государстве высшим гарантом осуществления предоставленных прав и свобод, а также исполнения установленных законом обязанностей является суд.

Отмечая важность и актуальность данной темы, нельзя не отметить роль судебной системы, зависимость стабильности и эффективности функционирования государственных и общественных институтов от качества функционирования звеньев судебной системы. В качестве наглядного примера такой зависимости можно рассмотреть ряд развивающихся стран, чей социально-экономический, политический и культурный уровень на данный момент не позволяет причислить данные государства к развитым, современным образованиям.

Ярким примером такого государства является Россия. С одной стороны, немалые доходы от продажи энергоресурсов (нефти и газа) позволяют рассчитывать на стремительный рост экономики, становление институтов гражданского общества, развитие малого и среднего предпринимательства, а также иных отраслей государственной и общественной жизни, способствующих процветанию и эволюционному развитию государства.

Более того, Конституцией Российской Федерации 1993 года установлен ряд важнейших положений, казалось бы, позволяющих причислить Россию к правовым, демократическим государствам, и открывающих России путь к интеграции с Европейским сообществом.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации в данный момент фактически не достигает целей, для которых она была принята. Ни одно право, устанавливаемое Конституцией Российской Федерации для каждого гражданина, независимо от пола, расы, возраста, национальности, вероисповедания, не может быть реализовано в полной мере или не может быть реализовано вообще. Россия является лидером по количеству жалоб в Европейский суд по правам человека, что является косвенным показателем уровня судебной системе в данном государстве.

Таким образом, санкционирование и формальное гарантирование в нормативных правовых актах тех или иных прав и свобод не является средством для достижения целей, которые ставятся для себя руководством правового государства или, как в нашем случае, Европейского Союза, совокупности, объединением государств. Фундаментальным, базовым механизмом реализации закрепленных в нормативных правовых актах прав и обязанностей является суд, различные звенья судебной системы любого квазигосударственного образования, в том числе, Европейского Союза.

На основании изложенного, роль суда, звеньев судебной системы в становлении, развитии и общем функционировании Европейского Союза имеет большое значение для обеспечения исполнения законодательства Европейского Союза всеми участниками правоотношений на всей территории Европейского сообщества.

Общие положения о судебной системе Европейского Союза

Европейский Союз, начиная с процесса своего становления, своего существования располагает самостоятельной судебной системой, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Будучи не только правоприменительным, но и правотворческим институтом, Суд Европейских сообществ сыграл важную роль в утверждении основополагающих начал правопорядка Сообщества и Союза, таких как принципы верховенства и прямого действия, приоритет основных прав человеческой личности, последовательная защита от нарушений свобод внутреннего рынка (свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов).

Судебная практика, созданная Судом, является одной из ключевых категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия.

Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".

Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза.

Суд является независимым институтом судебной власти, применения и толкования права Европейского Союза. В соответствии с договорами Суд ЕС представляет собой независимый правовой орган, необходимый для того, чтобы через толкование и применение Договоров соблюдалось право Европейского Союза, Суд ЕС представляет собой систему органов. Он состоит из Суда правосудия (Court of Justice), Общего (Генерального) Суда, специализированных судов. Суд Европейского Союза в соответствии с договорами может действовать как высшая судебная инстанция суда общей юрисдикции, т.к. принимает решения по искам государств-членов, учреждений, физических или юридических лиц. В то же время он выполняет функции конституционного суда, т.к. даёт заключение по действительности актов, принятых институтами Союза, а также по толкованию законов Союза.

Вместе с тем, важнейшую задачу Суда ЕС составляет обеспечение унифицированного толкования европейского права национальными судами. Решая её, Суд руководствуется следующими принципами толкования:
1) достоверным пониманием текста документа, всех примененных законодателем слов – терминов и понятий;

2) толкование слов должно осуществляться в контексте «общих целей» Союза;
3) толкование должно подразумевать защиту интересов сторон – национальных государств и европейских институтов;

4) подразумевается обеспечение верховенства общеевропейского права над национальным правом государств-членов ЕС.

Данные принципы свидетельствуют, что деятельность Суда определяется ценностями Европейского Союза и вытекающими из них целями, которые Суд стремится реализовать. Общей целью Суда, как и других институтов Евросоюза, является содействие европейской интеграции, укрепление Союза и его федералистских начал, расширение сферы применения и повышение эффективности права Европейского Союза. В этом смысле можно говорить о политической роли Суда Европейского Союза. Но, несмотря на некоторую неизбежную политизацию, основополагающим принципом деятельности Суда является его независимость. Это проявляется, прежде всего, через комплектование судейского корпуса. Назначение судей осуществляется с согласия правительств государств-членов.

Таким образом, главным назначением суда Европейского Союза является обеспечения законности, соблюдения исполнения законодательства Европейского Союза, реализации прав и свобод человека и гражданина на всей территории Европейского Союза, создание благоприятных условий для развития социально-экономического и политического потенциала стран-участниц Европейского Союза.

Каждое государство ЕС, таким образом, имеет при формировании Суда право вето. Однако в отличие от процедуры назначения Комиссии, серьезных препятствий оно здесь не представляет. На практике государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой.

Государство-член, таким образом, просто делегирует судью/генерального адвоката, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым и несменяемым. Проверить, как ведет себя делегированный судья, государства-члены также не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Реальная личная независимость служит одним из двух обязательных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд.

Согласно ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Отсюда следует, что, например, крупный партийный функционер лишен возможности стать членом Суда (разумеется, если он заблаговременно не подаст в отставку).

Второй критерий, обусловленный характером функций и полномочий Суда, профессиональная пригодность его членов. При этом допускается назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в члены Суда может быть:

- лицо, которое в своем государстве соответствует требованиям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Испании;

- либо «юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права. С учетом специфики правовых традиций разных стран ЕС от Великобритании и Ирландии (стран общего права с ведущей ролью прецедента и судебной практики) в Суд Европейских сообществ назначаются обычно профессиональные судьи. От остальных государств-членов, где господствует романо-германская традиция с приоритетом закона и правовой доктрины, судьями и генеральными адвокатами чаще становятся «академические юристы», т.е. теоретики права.

Срок полномочий всех членов Суда - шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями. К сказанному следует добавить, что должность генерального адвоката нередко служит «трамплином» для назначения ее обладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в три года.

Заключение

Автором работы проанализированы принципы устройства и функционирования судебной системы Европейского Союза.

Исходя из проведенного анализа необходимо отметить, что судебная система Европейского Союза миновала стадию становления, перейдя в стадию поступательного развития и эволюции. На данный момент времени Европейское Сообщество является одним из наиболее удачных и конструктивных примеров сотрудничества двух и более государств путем создания общего политического, экономического и правового пространства.

Необходимо подчеркнуть, что в данной работе отсутствует материал о Европейском Суде по правам человека ввиду того, что указанный суд не входит в судебную систему Европейского Союза.

Европейский суд по правам человека (Страсбург) учрежден Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и функционирует в рамках другой интеграционной организации - Совета Европы. Он рассматривает дела по жалобам на нарушения упомянутой Конвенции со стороны ее государств-участников.

Таким образом, система судов Европейского Союза в целом надлежащим образом исполняет возложенные обязанности и обеспечивает верховенство права, равноправие участников правоотношений, а также единство правоприменения на всей территории Европейского союза.

Список использованной литературы:

1. Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали 1951 года.

2. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома 1957 года.

3. Маастрихтский договор о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества 1992 года.

4. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы – М.:Московская школа прав человека, 2000, 456с.

5. Право Европейского Союза: Учебник для вузов/ Под ред. С.Л. Юшкевича. – М.: Юристь, 2003, 571с.

6. Аннерс Э. История европейского права. – М - Юрист., 1994, 617с.

7. Европейский Союз. / Под ред. Борко Ю.А., Каргалова М.В., Юмашева Ю.М. М., Право, 2011. 62 С. 33.

8. Конституционно-правовые аспекты интеграции европейских государств. Автореф к.ю.н. М., 2010. 24 С. 36.

9. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., Дело 2009. 270 С. 57.

10. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., Юридическая литература, 2007. 254 С. 64.

11. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского Сообщества до Европейского Союза. М, Росс. Гум. Ун-т, 2011. 417 С. 70.

12. Слайтер Э. Россия и ЕС: история и перспективы сотрудничества. М., 2012. 127 С. 71.

13. Топорнин Б.Н. Европейские Сообщества: право и институты. (Динамика развития). М., РАН ИГП, 2012. 183 С. 77.

[1] Аннерс Э. История европейского права. – М - Юрист., 1994, 617с.

[2] Европейский Союз. / Под ред. Борко Ю.А., Каргалова М.В., Юмашева Ю.М. М., Право, 2011. 62 С. 33.

[3] Конституционно-правовые аспекты интеграции европейских государств. Автореф к.ю.н. М., 2010. 24 С. 36.

[4] Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского Сообщества до Европейского Союза. М, Росс. Гум. Ун-т, 2011. 417 С. 70.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ТРУДОВОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Специальность: 030501 (021100) – «Юриспруденция»

Специализация: Гражданско-правовая

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Судебная система Европейского Союза: общие принципы построения»

Работу завершил: "31" октября 2013 г. Студент 5 курса группы 8912 вечернего отделения контрактной формы обучения Гаялиев Роберт Ринатович ____________________
Работу допустил к защите: "31" октября 2013 г. Научный руководитель: Доцент Давлетгильдеев Рустем Шамилевич ____________________________  

Казань – 2013

План работы:

Введение………………………………………………………………стр.3-4

  1. Общие положения о судебной системе Европейского Союза……стр.5-6
  2. История становления суда Европейского союза………………….стр.7-9
  3. Структура судебной системы Европейского Союза……………...стр.10-11
  4. Физические и юридические лица, как субъекты права на обращение с жалобой в суды Европейского Союза…………………………...стр.12
  5. Порядок и принципы формирования судов Европейского Союза…………….стр.13-14
  6. Заключение………………………………………………………….стр.15
  7. Список использованной литературы……………………………..стр.16

Введение

Европейский союз, будучи объединением государств, чье функционирование основано на общеправовых демократических началах, является образцом взаимодействия субъектов политических, экономических, социальных и иных отношений на основании детально проработанных в процессе исторического развития правовых норм, устанавливающих равноправие участников отношений, их права, свободы и обязанности, а также гарантии реализации их прав и свобод.

Беря пример с любого демократического государства нельзя не отметить, что каким высоким бы ни был уровень общественного развития какой-либо социальной группы, каким бы ни был высоким уровень образования и достатка его граждан, какое бы развитое и осознанное правовое мышление не имели его граждане, в любом демократическом и правовом государстве высшим гарантом осуществления предоставленных прав и свобод, а также исполнения установленных законом обязанностей является суд.

Отмечая важность и актуальность данной темы, нельзя не отметить роль судебной системы, зависимость стабильности и эффективности функционирования государственных и общественных институтов от качества функционирования звеньев судебной системы. В качестве наглядного примера такой зависимости можно рассмотреть ряд развивающихся стран, чей социально-экономический, политический и культурный уровень на данный момент не позволяет причислить данные государства к развитым, современным образованиям.

Ярким примером такого государства является Россия. С одной стороны, немалые доходы от продажи энергоресурсов (нефти и газа) позволяют рассчитывать на стремительный рост экономики, становление институтов гражданского общества, развитие малого и среднего предпринимательства, а также иных отраслей государственной и общественной жизни, способствующих процветанию и эволюционному развитию государства.

Более того, Конституцией Российской Федерации 1993 года установлен ряд важнейших положений, казалось бы, позволяющих причислить Россию к правовым, демократическим государствам, и открывающих России путь к интеграции с Европейским сообществом.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации в данный момент фактически не достигает целей, для которых она была принята. Ни одно право, устанавливаемое Конституцией Российской Федерации для каждого гражданина, независимо от пола, расы, возраста, национальности, вероисповедания, не может быть реализовано в полной мере или не может быть реализовано вообще. Россия является лидером по количеству жалоб в Европейский суд по правам человека, что является косвенным показателем уровня судебной системе в данном государстве.

Таким образом, санкционирование и формальное гарантирование в нормативных правовых актах тех или иных прав и свобод не является средством для достижения целей, которые ставятся для себя руководством правового государства или, как в нашем случае, Европейского Союза, совокупности, объединением государств. Фундаментальным, базовым механизмом реализации закрепленных в нормативных правовых актах прав и обязанностей является суд, различные звенья судебной системы любого квазигосударственного образования, в том числе, Европейского Союза.

На основании изложенного, роль суда, звеньев судебной системы в становлении, развитии и общем функционировании Европейского Союза имеет большое значение для обеспечения исполнения законодательства Европейского Союза всеми участниками правоотношений на всей территории Европейского сообщества.

Общие положения о судебной системе Европейского Союза

Европейский Союз, начиная с процесса своего становления, своего существования располагает самостоятельной судебной системой, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Будучи не только правоприменительным, но и правотворческим институтом, Суд Европейских сообществ сыграл важную роль в утверждении основополагающих начал правопорядка Сообщества и Союза, таких как принципы верховенства и прямого действия, приоритет основных прав человеческой личности, последовательная защита от нарушений свобод внутреннего рынка (свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов).

Судебная практика, созданная Судом, является одной из ключевых категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия.

Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".

Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза.

Суд является независимым институтом судебной власти, применения и толкования права Европейского Союза. В соответствии с договорами Суд ЕС представляет собой независимый правовой орган, необходимый для того, чтобы через толкование и применение Договоров соблюдалось право Европейского Союза, Суд ЕС представляет собой систему органов. Он состоит из Суда правосудия (Court of Justice), Общего (Генерального) Суда, специализированных судов. Суд Европейского Союза в соответствии с договорами может действовать как высшая судебная инстанция суда общей юрисдикции, т.к. принимает решения по искам государств-членов, учреждений, физических или юридических лиц. В то же время он выполняет функции конституционного суда, т.к. даёт заключение по действительности актов, принятых институтами Союза, а также по толкованию законов Союза.

Вместе с тем, важнейшую задачу Суда ЕС составляет обеспечение унифицированного толкования европейского права национальными судами. Решая её, Суд руководствуется следующими принципами толкования:
1) достоверным пониманием текста документа, всех примененных законодателем слов – терминов и понятий;

2) толкование слов должно осуществляться в контексте «общих целей» Союза;
3) толкование должно подразумевать защиту интересов сторон – национальных государств и европейских институтов;

4) подразумевается обеспечение верховенства общеевропейского права над национальным правом государств-членов ЕС.

Данные принципы свидетельствуют, что деятельность Суда определяется ценностями Европейского Союза и вытекающими из них целями, которые Суд стремится реализовать. Общей целью Суда, как и других институтов Евросоюза, является содействие европейской интеграции, укрепление Союза и его федералистских начал, расширение сферы применения и повышение эффективности права Европейского Союза. В этом смысле можно говорить о политической роли Суда Европейского Союза. Но, несмотря на некоторую неизбежную политизацию, основополагающим принципом деятельности Суда является его независимость. Это проявляется, прежде всего, через комплектование судейского корпуса. Назначение судей осуществляется с согласия правительств государств-членов.

Таким образом, главным назначением суда Европейского Союза является обеспечения законности, соблюдения исполнения законодательства Европейского Союза, реализации прав и свобод человека и гражданина на всей территории Европейского Союза, создание благоприятных условий для развития социально-экономического и политического потенциала стран-участниц Европейского Союза.

Наши рекомендации