Систематизация законодательства
Систематизация законодательства – упорядочение действующих актов для их доступности, обозримости и эффективности в применении
Цели систематизации:
создание системы законов, обладающих полнотой, доступностью и удобством пользования;
устранение устаревших и неэффективных норм права;
разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
В юридической науке выделяется два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация – вид систематизации, при которой нормативные акты сводятся воедино без изменения содержания, т. е. текст юридических норм не изменяется32. Результат инкорпорации – сборники или собрания нормативных актов, формирующиеся по тематическому (предмет регулирования) либо хронологическому (год издания нормативного акта) принципу.
Кодификация – содержательная переработка и систематизированное изложение норм права в новом (обобщенном) законе (свод законов, Кодекс, Основы законодательства и др.).
Решение задач по реализации прокуратурой надзорных и ненадзорных функций. направленных на обеспечение исполнения закона. возможно лишь в случае безупречного знания действующего законодательства. Для любого прокурора незнание или неверное применение законодательства является нарушением служебного долга. Недопустимо, когда прокуроры, составляя акты прокурорского реагирования, ссылаются на измененные правовые акты. Основы знаний законодательства и порядка его применения закладываются в период обучения будущего юриста в высших учебных заведениях. Однако, как известно, законодательство постоянно изменяется и дополняется, поэтому работникам прокуратуры необходимо повышение квалификации и профессионального уровня.
После принятия новых нормативных актов общегосударственного значения в городской (районной) прокуратуре организуется их коллективное изучение, что способствует единообразному исполнению вновь принятого закона. В целях повышения правовых знаний прокуроров изучаются акты прокурорского надзора и другие служебные документы, их соответствие закону, правильность ссылок на нормативные акты, полнота использования правовых норм.
В каждой прокуратуре должна быть создана систематизированная картотека действующего законодательства, включающая наряду с федеральными законами приказы Генерального прокурора РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ, которые являются обязательными для правоохранительных органов. Однако из-за постоянной ротации кадров и большой загруженностью прокурорских работников нельзя рассчитывать на систематическое ведение картотеки каждым прокурором городских (районных) прокуратур.
Во всех органах прокуратуры установлена единая система учета и регистрации законодательных, правительственных и других нормативных актов. В прокуратурах городов (районов) ведутся систематические автоматизированные и неавтоматизированные картотеки законодательства, что обеспечивает необходимую правовую информацию и консультативную справочную помощь.
Органы прокуратуры обеспечиваются официальными изданиями, тематическими сборниками, компьютерными программами и справочниками, юридическими журналами, а также необходимой правовой литературой. Все это является основой систематизации законодательства. Систематизация законодательства и его текущее обновление в районной прокуратуре, как правило, входит в обязанности конкретного наиболее квалифицированного работника прокуратуры. Ведение систематизации как дополнительная обязанность закрепляется за ним специальным приказом прокурора города (района).
Систематизация законодательства и его текущее обновление включает:
содержание в порядке кодификатора прокуратуры;
содержание в рабочем порядке базы данных по систематизации действующего законодательства в компьютерной сети;
своевременное внесение в кодификатор и базу данных дополнений и изменений.
Работник, ответственный за систематизацию законодательства, должен следить за его изменением и отражать в кодификаторе все новые законы и нормативные акты.
В прокуратуре имеются контрольные экземпляры законов, кодексов, нормативных актов, в которые по мере их изменения ответственное лицо должно вносить уточнения. На него возлагается компьютерный учет новых законов, т. е. их своевременное выявление через обращение к справочным системам с помощью Интернет (Консультант Плюс, Гарант и др.).
Систематизация и обновление законодательства требует много времени. Ведение карточного учета занимает у ответственного за это работника половину рабочего дня еженедельно. Успешному выполнению задачи нормативного обеспечения прокуроров и следователей и повышения их правовой осведомленности способствует систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ и нижестоящих прокуратурах. В условиях нынешней активной законотворческой деятельности значение этой работы особенно возрастает, поэтому в штаты органов прокуратуры субъектов федерации введены должности сотрудников специально для этой цели.
Систематизация законодательства в органах прокуратуры ведется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 9 от 19 апреля 2004 г. «О систематизации законодательства в органах прокуратуры». Цель систематизации состоит в эффективной реализации прокурорами их полномочий по надзору за исполнением законов, действующих на территории РФ, оказании помощи работникам прокуратуры в оперативном поиске нормативных актов, единообразном понимании и применении законодательства.
В городской (районной) прокуратуре помощники прокурора, на которых возложена систематизация законодательства, выполняют следующую работу:
ведут учет федеральных нормативных актов и их картотеку; поддерживают нормативную базу и кодексы РФ в контрольном состоянии;
ведут учет нормативных актов соответствующего субъекта РФ и их систематическую картотеку;
с помощью специалистов и специализированных программ поддерживают в контрольном состоянии нормативную базу данных по систематизации действующего законодательства;
проводят консультационно-справочную работу, в том числе с использованием компьютерной техники;
обеспечивают учет и хранение нормативных материалов и юридической литературы.
Систематическая автоматизированная и неавтоматизированная картотека нормативных актов в прокуратуре ведется по классификатору. Классификатор – это перечень разделов и подразделов, которые в основном соответствуют системе российского законодательства. Разделы и подразделы имеют цифровые обозначения – индексы (разделы обозначаются римскими цифрами, подразделы – арабскими).
Изменения в классификатор вносятся Генеральной прокуратурой РФ.
В гор(рай)прокуратурах контрольными экземплярами являются: изданные до 1993 г. бюллетени Генеральной прокуратуры РФ; кодексы РФ; кодексы субъекта РФ; собрания законодательства РФ; официальные издания представительного органа соответствующего субъекта; сборники приказов и указаний Генерального прокурора РФ; сборники постановлений пленумов Верховного суда РФ.
Распоряжением прокурора могут быть установлены дополнительные издания, которые ведутся как контрольные экземпляры.
В контрольные экземпляры вносятся отметки о признании нормативного акта утратившим силу, а также обо всех изменениях и дополнениях нормативных актов (статей, пунктов, абзацев). При получении прокуратурой нового издания кодекса (сборника) контрольный экземпляр заменяется новым. Изменения и дополнения вносятся в контрольный экземпляр нового издания после даты, когда был издан кодекс (сборник). Контрольный экземпляр предыдущего издания сохраняется для справок. Нормативные акты, официальные, секретные и другие издания с грифом «для служебного пользования» подлежат учету и хранению в соответствии с порядком, установленным в органах прокуратуры. Официальные и другие издания переплетаются в комплекты по годам. Порядок пользования нормативными актами, хранящимися в прокуратуре, определяется распоряжением прокурора. При этом пользование контрольными экземплярами нормативных актов производится, как правило, в кабинете, где они хранятся. Ответственность за сохранность нормативного материала возлагается на работника, выполняющего обязанности по систематизации законодательства.