Организация прокурорской деятельности
Распределение поручений
Важным направлением организации работы прокуратуры города (района) является распределение поручений между работниками аппарата прокуратуры. Правильное распределение обязанностей – непременное условие слаженной, четкой и бесперебойной работы аппарата9. Понятия «распределение поручений» или «распределение обязанностей» используются как в теории, так и на практике. А. Ф. Козлов формулирует распределение поручений как «четкое определение служебных обязанностей каждого должностного лица, входящего в состав прокурорского органа»10. Представляется, что подобная формулировка не полностью отражает сущность данного понятия, поскольку не учитывает не подлежащих аттестации технических работников прокуратур (не являющихся должностными лицами), которые также выполняют определенные функции. В связи с этим более правильно говорить не только о должностных лицах, а обо всех работниках органов прокуратуры, включая технических. Следовательно, распределение поручений – это определение служебных обязанностей каждого работника, входящего в состав прокурорского органа.
Распределение поручений должно производиться так, чтобы предусмотреть все участки работы в соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации, приказами Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов федерации. При этом необходимо учитывать специфику деятельности конкретной прокуратуры, ее штат, а также характеристики данного города (района): уровень, структуру и динамику преступности, состояние исполнения законов, социально-экономические, демографические факторы и др.
Немаловажное значение имеют уровень деловой квалификации и опыт работы самого прокурора, его заместителей, других работников. Следует учитывать наличие у них специализации и склонности к выполнению тех или иных обязанностей.
При распределении поручений в органах прокуратуры Российской Федерации используются принципы, характерные для территориальных прокуратур. В прокуратурах городского и районного звена при распределение служебных обязанностей между прокурорским составом применяется предметно-зональный принцип, для обеспечения надзора на конкретных производственных и иных объектах – объектный11. Выбор принципов зависит от конкретных условий города (района) и штатных возможностей прокуратуры.
Предметный принцип отражает распределение обязанностей по направлениям прокурорской деятельности, где критерием являются группы законов и нормативных актов, а также направления деятельности прокуратуры. Например, в соответствии с предметом прокурорского надзора за каждым работником в зависимости от штатной численности прокуратуры закрепляется конкретное направление деятельности либо несколько направлений прокурорской деятельности (в случае, если состав работников прокуратуры невелик).
При использовании зонального принципа вся территория города (района) разделяется на определенные участки (зоны) с последующим закреплением их за конкретными работниками прокуратуры. Указанный принцип достаточно часто применяется в прокуратурах городов (районов) с небольшой численностью оперативных работников для осуществления надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, за исполнением законов в органах внутренних дел и т. д.
При распределении обязанностей прокурор должен руководствоваться также и общими принципами разделения труда; это принципы определенности, самостоятельности, стабильности выполняемых функций. Принцип определенности предполагает, что каждый работник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей в полном объеме. Принцип стабильности означает специализацию каждого работника по отдельным видам надзора в течение достаточно продолжительного времени. При большом объеме текущей работы и недостатке кадров прокурору необходимо организовать деятельность прокуратуры таким образом, чтобы за работником был постоянно закреплен конкретный вид надзора и данный сотрудник специализировался на определенном участке работы. Реализация в городской (районной) прокуратуре указанного принципа, безусловно, позволила бы повысить производительность труда не только конкретного работника, но и всей прокуратуры в целом. К сожалению, на практике данный принцип работает лишь в отдельных случаях в связи с тем, что в последнее время органы прокуратуры подвержены сильной ротации кадров. Крайне редко в городской (районной) прокуратуре встречаются оперативные работники, занимающиеся конкретным видом надзора свыше пяти лет.
Суть принципа самостоятельности заключается в том, что каждый работник выполняет свои функции в строгом соответствии с порученным ему участком работы, закрепленным в приказе прокурора города (района) о распределении служебных обязанностей, без вмешательства других работников прокуратуры и независимо от них. Это не означает, что сотрудник осуществляет свою деятельность в отрыве от коллектива прокуратуры; он должен лично организовывать работу на порученном участке.
Для успешной реализации функций районной прокуратуры, достижения поставленных целей и решения насущных задач необходимо четкое распределение служебных поручений с учетом характера выполняемой работы (оперативной и технической) и состава сотрудников (который также подразделяется на оперативных и технических работников). Распределение поручений работникам прокуратуры района (города) закрепляется в виде приказа (распоряжения). В районных (городских) прокуратурах нет единой практики издания актов о распределении поручений: одни прокуроры издают приказы, другие – распоряжения. В данном случае все же предпочтительнее приказ как основной нормативный акт руководителя прокуратуры, регламентирующий наиболее существенные вопросы деятельности гор(рай)прокуратуры.
При распределении поручений весь объем оперативной и технической работы делится между наличным штатом сотрудников прокуратуры. Чтобы весь объем работы, выполняемой конкретной прокуратурой или подразделением, рационально распределить между конкретными сотрудниками, необходимо, во-первых произвести его полный учет, во-вторых, выделить группы определенных видов работы. При группировке следует учитывать однотипность, самостоятельность, комплексность и повторяемость видов работы12.
В городской (районной) прокуратуре все направления деятельности можно подразделить на криминалистические и цивилистские; к криминалистическим относятся надзор за дознанием и предварительным расследованием, за исполнением законов в изоляторах временного содержания, в камерах предварительного заключения, деятельность прокуратуры в уголовном судопроизводстве и т. д.; к цивилистским – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также деятельность прокуратуры в гражданском и арбитражном судопроизводстве. В связи с этим делением оперативная работа и поручения оперативным работникам прокуратуры разделяются на криминалистические и цивилистские.
Прокурор имеет два вида полномочий: передаваемые и непередаваемые.
Передаваемые полномочия прокурор вправе делегировать своим подчиненным. Это проведение конкретных проверок, разрешение жалоб, материалов, опротестование судебных решений в случаях, если оперативный работник является помощником либо заместителем прокурора.
Непередаваемые полномочия – наиболее существенные полномочия, требующие повышенной квалификации работников. Их может исполнять непосредственно прокурор города (района) или – в его отсутствие – исполняющий обязанности прокурора, при наличии приказа прокурора субъекта федерации. К непередаваемым полномочиям относятся одобрение важнейших следственных актов, согласие на определенные следственные действия, реагирование на правонарушения (протесты, представления). Указанные полномочия прямо предусмотрены действующим законодательством.
Важнейшим непередаваемым полномочием прокурора города (района) ранее было санкционирование ареста. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству данное полномочие передано суду.
Наделяя оперативных сотрудников прокуратуры полномочиями, прокурор района (города) не должен освобождать себя от общей прокурорской деятельности (планирование, подбор и расстановка кадров, координационная деятельность и т. д.). Именно прокурор как первое лицо городской (районной) прокуратуры обладает всей полнотой полномочий и, наделяя определенными полномочиями подчиненных, обязан организовать их труд, осуществлять контроль за их деятельностью, следить за состоянием законности в городе (районе) и при необходимости принимать соответствующие меры.
Полномочия оперативных сотрудников прокуратуры подразделяются на основные и дополнительные. Основные полномочия – это закрепление за работником конкретной функции, отрасли, направления деятельности либо их части. Дополнительные – это вся текущая работа, которую должен выполнять оперативный работник в ходе повседневной деятельности.
Как уже указывалось, весь штат сотрудников районной прокуратуры разделяется на оперативных и неоперативных работников.
К оперативным работникам прокуратуры относятся все аттестованные работники прокуратуры, имеющие классные чины, а также работники, не имеющие классных чинов, но назначенные на оперативные должности приказом прокурора субъекта федерации.
Особо следует выделить полномочия заместителей прокурора, которые зависят от «масштаба» прокуратуры, количества ее сотрудников и количества заместителей прокурора. Следует оговориться, что в некоторых городских (районных) прокуратурах, расположенных на территориях с малочисленным населением, вообще не предусмотрены должности заместителей прокурора. В таких прокуратурах полномочия заместителя прокурора выполняет прокурор. В прокуратурах городов и районов, обслуживающих территории со значительным количеством населения, и в районных прокуратурах городов-мегаполисов с районным делением предусмотрены должности двух и более заместителей.
Как показывает практика, в тех прокуратурах городов и районов, где по штатному расписанию предусмотрен только один заместитель прокурора, за ним закрепляется в качестве основного полномочия надзор за соблюдением законности органами внутренних дел, включая надзор за органами дознания и предварительного следствия.
Заместители прокурора города (района) обладают теми же дополнительными полномочиями, что и помощники прокурора. Поручение заместителю прокурора в указанных прокуратурах иных основных полномочий редко, и, как показывает практика, недолговечно, что обусловлено важностью данной отрасли прокурорского надзора.
Важнейшим надзорным направлением в деятельности прокуратуры является надзор за исполнением закона при расследовании уголовных дел следственным комитетов РФ. Поэтому данное направление прокурорской деятельности, прокурор города (района) в прокуратурах, где предусмотрена одна должность заместителя, оставляет за собой.
В прокуратурах городов (районов), где заместителей прокурора два или более, им поручаются конкретные участки работы, в частности, надзор за расследование уголовных дел следственным комитетом РФ городского (районного) звена; надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел органами дознания и предварительного следствия органов внутренних дел; участие в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Полномочия помощников и старших помощников прокурора различны. Они подразделяются на основные и дополнительные.
Основные полномочия – это закрепление за каждым помощником прокурора либо за несколькими из них части отрасли прокурорского надзора либо нескольких отраслей в зависимости от количества помощников прокурора и от состояния законности в районе. Перед тем как издать приказ о распределении обязанностей прокурору района необходимо тщательно изучить состояние законности на поднадзорной территории, проанализировать нагрузку (количество поступившей в прокуратуру корреспонденции, жалоб, заявлений, материалов, заданий вышестоящих прокуратур, примерное количество плановых мероприятий, возбужденных уголовных дел, количество актов прокурорского реагирования, нагрузку в суде и т. д.), соразмерить результаты анализа со штатным расписанием и опытом сотрудников и только поле этого приступать к составлению приказа. Если по штатному расписанию количество помощников прокурора достаточно, то целесообразно закрепить за каждым из них конкретное направление деятельности, отрасль прокурорского надзора либо их части. Например, в прокуратурах районов г. Екатеринбурга надзор за органами дознания и предварительного следствия в РУВД осуществляют два, а нередко и три помощника прокурора района.
Если число помощников прокурора меньше отраслей прокурорского надзора, то в приказе о распределении обязанностей за конкретным помощником прокурора закрепляется несколько отраслей. В этом случае целесообразно поручать помощнику прокурора однородные отрасли, например надзор за законностью расследования уголовных дел органами следствия и дознания по раскрытым и нераскрытым преступлениям.
К дополнительным полномочиям помощников прокурора, занимающихся надзорной деятельностью, относятся: рассмотрение сообщений и заявлений граждан, поступивших в прокуратуру; поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам; заключения по гражданским делам; составление отчетов; ведение кодификации и дежурства по району и городу.
Целесообразно также поручать каждому помощнику прокурора разрешение заявлений и жалоб граждан с учетом направления деятельности либо отрасли прокурорского надзора, закрепленного за данным сотрудником, что способствует накоплению опыта и позволяет работнику ориентироваться в состоянии законности на своем участке деятельности. В юридической литературе нередко возникают вопросы, связанные с компетенцией помощника прокурора осуществляющего надзор за следствием и дознанием: вправе ли помощник прокурора города (района) выносить постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, давать письменные указания о расследовании преступлений, отменять незаконные либо необоснованные постановления о прекращении либо приостановлении дел дознавателями и т. д.?13 В действующем УПК указанные полномочия отнесены к компетенции прокурора и его заместителя. Но и из содержания ст. 25, 27 и 54 Закона о прокуратуре РФ так же следует, что помощник прокурора не вправе принимать подобные решения.
Однако принимая во внимание судебную практику последнего времени (имеется в виду более строгая оценка допустимости доказательств), представляется, что помощник прокурора может осуществлять данные полномочия в рамках прав, делегированных ему прокурором. Подобное делегирование возможно только в том случае, когда помощник прокурора замещает временно отсутствующего прокурора или заместителя прокурора, исполняя их процессуальные полномочия. Во всех других случаях он обязан выступать от имени прокурора (его заместителя).
Распределение поручений техническим работникам оформляется отдельным приказом.
При распределении обязанностей между работниками прокуратуры должны быть охвачены все сферы ее деятельности – надзорные и ненадзорные. Формулировки необходимо излагать юридически грамотно, конкретно, с тем чтобы каждый работник представлял предмет своих функциональных обязанностей, пределы компетенции и ответственности в строгом соответствии с требованиями Закона о прокуратуре Российской Федерации, приказов Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов федерации.
Планирование работы
В юридической литературе существуют различные суждения относительно плана и планирования в деятельности органов прокуратуры. По мнению Ю. Е. Винокурова, планирование – это функция управления, которая выступает способом организации работы прокуратуры, развивает и направляет учет, обработку и оценку соответствующей информации. Сущность планирования состоит в определении целей деятельности прокуратуры, формулировании конкретных мероприятий для достижения этих целей, определении сроков исполнения мероприятий и их исполнителей14. А. Ф. Козлов под планированием понимает разработку системы мероприятий по совершенствованию деятельности прокуратуры на определенный период с обязательной их реализацией в работе прокурорских органов15. Следовательно, планирование – это принятие управленческого решения. В. Г. Афонасьев отмечает, что выработать и принять управленческое решение – это значит выработать и принять определенное постановление (письменное или устное), в котором перед объектом управления формулируется цель, ставится та или иная задача16. В управленческом решении дается общее направление работы по реализации цели, выполнению задач, предусматривается обеспечение объекта управления необходимыми ресурсами, определяются ответственные за выполнение. Решение принимается соответствующим субъектом управления: органом, организацией, либо отдельным руководителем в виде управленческого акта – плана. Таким образом, план в органах прокуратуры есть управленческий акт, содержащий систему мероприятий, реализация которых позволяет усилить борьбу с правонарушениями, улучшить состояние законности. Планирование работы является одним из организующих начал в обеспечении деятельности городской (районной) прокуратуры по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом о прокуратуре. Многочисленные исследования показали, что прокуроры практически повсеместно на всех уровнях участвуют в разработке планов по предупреждению преступлений и иных правонарушений17.
Состояние планирования в районной (городской) прокуратуре отражает не только уровень организации ее работы, но и целенаправленность принимаемых мер по усилению борьбы с преступностью и укреплению законности на поднадзорной территории.
Планирование – процесс творческий, связанный с решением экономических, социальных, организационных и иных вопросов. Поэтому в планировании существенную роль играет формулирование целей, задач, криминологической проблемы. Четкая формулировка криминологической проблемы равносильна половине ее решения18.
Правильно организованным планированием в прокуратуре достигается сосредоточение сил и средств на основных направлениях прокурорского надзора. При подготовке плана работы прокуратуры города (района) необходимо соблюдать следующие принципы: целенаправленности и конкретности, оптимальной достаточности, стабильности.
В соответствии с принципом целенаправленности и конкретности план должен содержать юридически грамотное и полное определение мероприятий и объектов надзора.
На практике же в планах городских (районных) прокуратур нередко встречаются неопределенные формулировки, например, проведение проверок на ряде предприятий района или соблюдение конституционных прав граждан на поднадзорной территории.
Принцип оптимальной достаточности мероприятий обусловливает соответствие объема работы реальным возможностям прокуратуры района (города), наличию сил и средств, времени для их (мероприятий) реализации в установленные сроки. В связи с требованиями данного принципа план работы должен быть гибким, а мероприятия равномерно распределены по времени исполнения, чтобы в каждый планируемый период предусматривалась примерно одинаковая нагрузка на каждого исполнителя. Подобный подход к планированию позволяет рационально использовать рабочее время и повышает эффективность деятельности прокуратуры.
В планы нецелесообразно включать второстепенные мероприятия. Так, не планируется повседневная служебная деятельность работников прокуратуры, регламентированная законодательно. Недопустимо планировать мероприятия, не входящие в компетенцию органов прокуратуры. С другой стороны, нельзя и чрезмерно сужать сферу планирования. Как показывает практика, нередко прокуроры районов ограничиваются лишь дублированием мероприятий, предусмотренных планами вышестоящих прокуратур, и почти не проявляют инициативу относительно региональных проблем. Подобное положение дел сложилось не вследствие недобросовестности или некомпетентности руководящего состава гор(рай)-прокуратур, а из-за многочисленности заданий, направляемых вышестоящими прокурорами. В результате прокурор, как правило, может реально включить в план прокуратуры района (города) не более двух-трех мероприятий, спланированных им лично.
Принцип оптимальной достаточности обеспечивается избирательным подходом к формированию плана, выбором наиболее актуальных проблем деятельности, приоритетных для данной прокуратуры и основанных на результатах анализа состояния законности.
Принцип стабильности предполагает неизменность плановых мероприятий. Однако не исключается возможность корректировки плана при изменении оперативной обстановки в городе (районе). Корректировка плана возможна по мотивированному ходатайству соответствующих должностных лиц прокуратуры либо по инициативе прокурора. Внесение изменений в план оформляется распоряжением прокурора. Такое решение может быть принято и по указанию вышестоящего прокурора либо его заместителя.
При составлении плана работы городских (районных) прокуратур, как правило, выделяются мероприятия, проведение которых имеет постоянный характер вне зависимости от изменений в состоянии законности, штатного состава прокуратуры и других показателей. Это аналитическая работа, участие в заседаниях органов местного самоуправления, подготовка для них информации и предложений по укреплению законности и правопорядка и т. д.
Просчеты в планировании неизбежно влекут за собой неудовлетворительное качество прокурорских проверок и других мероприятий, и как следствие – их низкую результативность.
В практике работы первичного звена прокурорской системы применяются различные виды планирования: перспективное, текущее, оперативное, комплексное, индивидуальное, координационное. Первые три подразделяются по срокам исполнения на планы перспективные (годовые), текущие (полугодовые, квартальные, месячные) и оперативные (недельные, ежедневные). В зависимости от направленности, объема и разносторонности включенных в план мероприятий, а также от количества исполнителей планы можно подразделить на комплексные и индивидуальные.
Перспективные планы на год затрагивают проблемы борьбы с преступностью и готовятся совместно с другими правоохранительными органами. Эти планы основаны на прогнозировании правонарушений. При всей стихийности правонарушений и преступлений в городе (районе) прокурор должен выделить определенные закономерности. Они определяются временем, территорией, численностью и составом населения, характером производства, миграционными процессами и многими другими факторами. На основе тщательного анализа состояния законности и преступности прокурор определяет основные направления деятельности прокуратуры, выявляет наиболее неблагополучные органы, предприятия, учреждения, организации (имеется в виду соблюдение действующего законодательства), которые станут предметом пристального внимания прокуратуры. После этого готовится комплекс мероприятий по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. Основное внимание в плане, как правило, уделяется устранению причин и условий, способствующих совершению тяжких преступлений, наркомании, преступлений несовершеннолетних.
Поскольку все финансовые расходы, предусмотренные реализацией перспективных планов, возлагаются на органы местного самоуправления исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перспективные планы необходимо согласовывать с администрацией городов и районов.
Текущее планирование – это планирование на период относительно устойчивого состояния законности в городе (районе). Оно представляет собой программу борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, совершаемыми в течение полугодия.
В соответствии с п. 4. 1 регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 67 от 17 апреля 2008 г. «О регламенте Генеральной прокуратуры Российской Федерации», работа Генеральной прокуратуры Российской Федерации планируется на полугодие19. На такой же период планируется работа прокуратур субъектов РФ и городских (районных) прокуратур. Полугодовое планирование позволяет всесторонне и динамично реализовывать полномочия прокуратур по основным направлениям их деятельности.
Текущее планирование является обязательным для каждого прокурорского органа и предусматривает конкретные мероприятия по определенному направлению работы. К текущему планированию предъявляются жесткие требования; в первую очередь оно должно быть реальным, что обеспечивается тщательным изучением состояния законности в городе (районе). Перед составлением полугодового плана анализируются количество и виды преступлений и правонарушений, совершаемых в городе (районе), степень их тяжести и распространенности, выявляются микрорайоны, участки с наибольшим числом преступлений, определяются наиболее типичные недостатки в работе инспекторов дознания, следователей, работников прокуратуры и иных должностных лиц. В итоге прокурор разрабатывает и включает в план наиболее существенные мероприятия, реализация которых приносит максимально эффективный результат в укреплении законности. Нецелесообразно включать в полугодовой план незначительные мероприятия, поскольку, требуя временных затрат, они не дают должного результата.
Информация для изучения законности может быть получена из двух источников. Первый – данные, имеющиеся в самой прокуратуре: разрешенные жалобы, надзорные производства по уголовным делам, исковые заявления, акты прокурорского реагирования и т. д. Ко второму источнику относится информация, которой располагают администрации организаций, учреждений, предприятий (различные инспекции, санитарно-эпидемические службы, контрольно-ревизионные управления, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.). Как правило, в текущий (полугодовой) план обычно включаются мероприятия по проверке исполнения законов и обобщение прокурорской практики.
Вся поступающая в прокуратуру информация накапливается оперативными работниками в соответствии с закрепленными за ними участками деятельности, анализируется и представляется прокурору к установленному сроку с письменными предложениями и обоснованием необходимости включения мероприятия в план работы прокуратуры. Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации требует, чтобы предложения, вносимые в план работы, были мотивированными и содержали сведения о сроках и способах исполнения мероприятий, ответственных лицах и соисполнителях, предполагаемых формах реализации результатов21.
При формировании плана принимаются во внимание требования приказов и указаний вышестоящих прокуроров, а также решения коллегий вышестоящих прокуратур и координационных совещаний. Кроме того, учитываются мероприятия целевых муниципальных программ по организации борьбы с преступностью. Основанием для включения в план конкретных мероприятий являются данные о нарушениях законности, которые могут быть получены как непосредственно из прямых обращений граждан, так и из оценки гражданских и уголовных дел, а также из информации правоохранительных и контролирующих органов, органов власти, из статистических данных, анализа прокурорской и правоприменительной практики, сообщений средств массовой информации и других источников.
Второй этап – формирование плана как вида документа. План работы прокуратуры района (города) имеет установленную форму: порядковый номер, мероприятие, срок исполнения, исполнитель, планируемый результат, примечание.
При подготовке плана необходимо руководствоваться следующими положениями:
– предусматривая любое плановое задание и его исполнителей, следует исходить из оценки повседневной текущей работы каждого сотрудника городской (районной) прокуратуры, его функциональных обязанностей;
– важно учитывать характер выполняемой работы: при подборе исполнителей необходимо принимать во внимание не только закрепленные за ними обязанности, но и уровень квалификации, а также способности и возможности работников. Выбор средств для достижения целей и задач предполагает как формулировку соответствующих мероприятий, так и привязку их к конкретным исполнителям22.
На третьем этапе планирования окончательно редактируется проект и его мероприятия увязываются с мероприятиями плана прокуратуры субъекта федерации. С проектом плана заранее знакомят всех работников прокуратуры, при необходимости в него вносятся уточнения и изменения. Окончательный проект плана обсуждается на оперативном совещании при прокуроре района (города). После подписи прокурора с планом знакомят всех оперативных работников городской (районной) прокуратуры; копию плана направляют вышестоящему прокурору. Контроль и ответственность за исполнение плана возлагается на прокурора города (района).
В городских (районных) прокуратурах широко применяется индивидуальное планирование по повышению профессиональной подготовки, а также личное календарное планирование.
В прокуратурах первичного звена прокурорской системы практикуется составление прокурорами еженедельных и месячных планов-графиков, в которые вносятся мероприятия, запланированные в определенный день, на конкретное время (почасовое планирование). Подобный план очень удобен в пользовании, прост в составлении, элементарен в проверке и поэтому результативен.
В личном плане работы прокурора предусматриваются участие в деятельности местных органов власти, совещаниях, встречах с другими должностными лицами, заслушивание докладов, прием посетителей, принятие управленческих решений, подготовка надзорных, отчетных данных и т. д. Мероприятия обычно разносятся по дням, неделям, месяцам, кварталам. Вопросы, подлежащие решению вне рабочего времени, должны выделяться отдельно. Для ведения личного календарного плана на практике используются стандартные еженедельники. Личное календарное планирование, будучи важнейшим звеном организации труда, способствует рациональному использованию времени, повышает результативность работы.
Отраслевые планы определяют деятельность прокуратуры по отдельным направлениям или отраслям прокурорской деятельности, например, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, борьбы с наркоманией и др. В отраслевые планы включаются мероприятия, концентрирующие усилия прокуратуры по борьбе с нарушениями законов в различных сферах правовых отношений: социальной, бюджетной, налоговой и др. Как показывает практика, они составляются на непродолжительное время (неделю, месяц, квартал).
Наряду с планами работы городской (районной) прокуратуры отдельно составляется перспективный план координационных совещаний правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Статистическая отчетность
В нижнем звене прокурорской системы состояние законности и преступных проявлений и их оценка производятся на базе обобщенных данных, содержащихся в статистической отчетности. Статистическая отчетность – официальный документ, в котором в специальной форме содержатся сведения об изучаемом объекте.
Статистическая отчетность в органах прокуратуры состоит из отчетов, статистических форм, методик их учета, инструкций к отчетам (например, инструкция к отчету о следственной работе). Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет – это регистрация различных факторов на первичном учетном документе. В органах прокуратуры ведется отчетность по отдельным видам надзора и другим направлениям деятельности.
Статистическая отчетность в органах прокуратуры включает в себя отчеты о состоянии надзорной и иных направлений деятельности органов прокуратуры в виде установленных форм.
К формам статистической отчетности относятся:
сведения об основных показателях работы прокурора по форме ПМ;
Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОНТ;
"Сведения о работе прокурора в сфере реализации приоритетных национальных проектов" (форма ПНП);
"Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности" (форма К);
"Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности" (форма ФБ);
"Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (форма ОРД);
иные формы ведомственной статистической отчетности, утверждаемые Генеральным прокурором Российской Федерации.
Формы и сроки представления статистической отчетности утверждены соответствующими приказами Генерального прокурора Российской Федерации.29
Кроме того, в целях обеспечения полноты и достоверности статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния и результатов работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, упорядочения представления и анализа соответствующей информации, Генеральным прокурором Российской Федерации приказом от 20 августа 2012 г. № 285 утверждено и введено в действие, начиная с отчета за III квартал 2012 г. Временное положение о порядке представления отчетов следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е, № 1-ЕМ и № 2-Е.
Формы ведомственной статистической отчетности разрабатываются на основе общих требований и с учетом установленного порядка обработки статистических данных в электронном виде.
Заголовок формы включает ее наименование, сокращенное наименование, код формы, номер и дату приказа, которым она утверждена, периодичность и сроки представления отчетности.
Адресная часть формы включает наименование подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которому должна представляться статистическая отчетность, наименование органа прокуратуры, представившего отчет.
Содержательная часть формы включает разделы с показателями, характеризующими состояние надзорной или иной деятельности органов прокуратуры на отдельных направлениях. Каждый раздел формы имеет наименование. Все строки и графы формы должны иметь нумерацию.
Показатели формы представляются в виде таблицы, в ячейки которой заносятся их значения в целых числах.
Денежные суммы по показателям форм статистической отчетности учитываются в тысячах рублей и округляются до целых тысяч в соответствии с общепринятыми правилами.
Форма ведомственного статистического отчета заполняется нарастающим итогом с начала отчетного периода как правило, по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и году (если иное не оговорено в конкретной форме). Например, для форм отчетности с квартальной периодичностью: с 1 января по 31 марта - за три месяца текущего года; с 1 января по 30 июня - за полугодие; с 1 января по 30 сентября - за девять месяцев; с 1 января по 31