Служба обеспечения общественного порядка
Охрана общественного порядка – это деятельность органов внутренних дел и полиции по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, осуществляемая путем реализации системы правовых мер на основании и в порядке, предусмотренных законодательством. Особенность охраны общественного порядка заключается, прежде всего, в том, что она осуществляется в людных местах: на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, при проведении массовых мероприятий, а также при чрезвычайных обстоятельствах природного и техногенного характера.
Основными управленческими функциями органов внутренних дел по организации охраны общественного порядка являются их информационно-аналитическое обеспечение, прогнозирование и моделирование развития системы этих органов, планирование, руководство, контроль, координация их деятельности.
Понятием "служба обеспечения общественного порядка (служба ООП)" охватывается совокупность аппаратов и подразделений полиции, а также их личный состав, которые в административно-правовых формах осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступностью.
На службу ООП возложено решение следующих задач:
– организация в пределах предоставленных прав обеспечения безопасности граждан и правопорядка в общественных местах, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий;
– профилактика правонарушений, в т.ч. среди несовершеннолетних, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности;
– осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российкой Федерации к подведомственности органов внутренних дел (полиции)[59];
– исполнение законодательства Российской Федерации о содержании, охране, конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, а также о содержании, охране, конвоировании лиц, арестованных в административном порядке, находящихся в специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке органов внутренних дел;
– осуществление контроля (надзора) за соблюдением отдельными категориями лиц установленных в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, осуществление иных форм индивидуальной профилактической работы с населением;
– осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.
Являясь частью государственной системы обеспечения общественного порядка и безопасности, в зависимости от объема и специфики выполняемых задач, подразделения полиции, осуществляющие деятельность по обеспечению правопорядка в общественных местах, строятся и функционируют на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном (районном). Характер правоохранительного воздействия этих подразделений на сферу общественного порядка зависит от содержания выполняемых ими задач и места в системе органов внутренних дел.
Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГУОООП МВД России или Главное управление) – самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной работы, координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации[60].
Главное управление совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, по организации применения административного законодательства, лицензионно-разрешительной работы и контролю за негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
В состав ГУОООП входят:
– Управление организационной и правовой работы;
– Управление организации деятельности спецучреждений территориальных органов МВД России и подразделений охранно-конвойной службы;
– Управление организации обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах;
– Управление организации обеспечения общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий;
– Управление координации охраны правопорядка и профилактики правонарушений в жилом секторе на объектах социального назначения;
– Управление организации деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению административной практики;
– Управление реализации государственной политики в области оборота оружия;
– Управление реализации государственной политики в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
– Отдел координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Службой ООП регионального уровня МВД главное внимание уделяется обеспечению квалифицированного руководства территориальными органами МВД России на районном уровне, контролю их деятельности и оказанию им практической помощи. На подразделения полиции по охране общественного порядка, помимо функции оперативного управления, возлагаются обязанности по усилению сил и средств охраны общественного порядка в случае осложнения обстановки (обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий межрайонного характера, участие в раскрытии тяжких преступлений, розыске и задержании опасных преступников и т.д.).
На районном уровне полномочия по обеспечению общественного порядка непосредственно осуществляют управления, отделы МВД России районного уровня.
К организационно-правовым видам службы ООП относятся подразделения:
– патрульно-постовой службы полиции;
– по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;
– охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
– участковых уполномоченных полиции;
– по делам несовершеннолетних;
– организации применения административного законодательства
– центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
– специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Основными силами полиции, обеспечивающими охрану общественного порядка и общественной безопасности, являются подразделения патрульно-постовой службы полиции и участковые уполномоченные полиции.
Подразделения полиции, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка организуют и непосредственно осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения на улицах и в других общественных местах.
Аппараты и подразделения ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности: организационную и административно-исполнительскую. Организационная деятельность состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений полиции ООП, функциональных обязанностей их сотрудников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; обеспечение их повседневной деятельности и т.д.
Сущность административно-исполнительской деятельности подразделений ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других возложенных на нее функций.
Выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подразделения ООП принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий. Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств сотрудники подразделений ООП принимают непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.
Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, сотрудники подразделений ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов; принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников; осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.
Сотрудники подразделений ООП, кроме того, осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства, организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями; предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к нарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами ОВД и во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями, проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.
Обобщая изложенное, можно отметить, что подразделения полиции по охране общественного порядка, как подсистема органов внутренних дел – это совокупность взаимосвязанных, взаимозависящих подразделений полиции, имеющих закрепленные в законе компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки.