Способы обеспечения законности в деятельности полиции: ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действий сотрудников полиции
Обеспечивать законность – значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона[56].
Под способами обеспечения законности и дисциплины в деятельности ОВД (полиции) понимаются правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, используемые полномочными субъектами в процессе поддержания и укрепления законности и дисциплины в деятельности органов внутренних дел РФ. В зависимости от содержания, юридических последствий и субъектов, различают следующие способы обеспечения законности в деятельности ОВД (полиции):
1) контроль (государственный и общественный);
2) прокурорский надзор;
3) обжалование незаконных действий (решений) органов внутренних дел и их должностных лиц.
Обобщенно контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Верна точка зрения Г.А. Туманова, который считает, что контроль не может заключаться только в наблюдении с целью фиксации результатов, в той или иной мере он всегда пополняется управляющими воздействиями со стороны субъекта, осуществляющего контроль[57].
Сущность контроля за деятельностью ОВД заключается в том, что уполномоченные государственные органы, их должностные лица и общественные организации, используя установленные организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Формами контрольной деятельности могут являться заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверка, экспертиза, наблюдение за действиями контролируемого, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, рассмотрение жалоб и т.д. Особое значение имеют проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. В управлении различаются два вида надзора: прокурорский и административный.
Определенная роль в обеспечении законности в сфере деятельности полиции отводится также общественному контролю, а также обращениям граждан.
Субъектами такого вида контроля являются общественные объединения граждан (общественные палаты, политические партии, профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не от лица государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля также характерны предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия, создание негативного общественного мнения по поводу деятельности должностного лица, в т.ч. посредством доведения соответствующей информации до неопределенного круга лиц.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль характеризуется осуществлением контрольно-проверочной деятельности в отношении организационно-подчиненных объектов, наличием у субъектов контроля властных полномочий, право контролирующих давать обязательные для исполнения контролируемыми указания (распоряжения) и применять в необходимых случаях меры принуждения. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.
Одним главных из субъектов государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел, несомненно, является Президент Российской Федерации.
Президентский контроль в сфере деятельности ОВД (полиции) осуществляется в двух основных формах: а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации; б) контроль за полицией через соответствующие президентские структуры.
Президент Российской Федерации непосредственный контроль осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки руководящих кадров ОВД и полиции на федеральном и региональном уровне. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, осуществляющих руководство полицией. Решая вопросы назначения на должность, он одновременно оценивает работу кандидатов, ее эффективность. Президент Российской Федерации вправе заслушивать отчеты и информацию министра внутренних дел Российской Федерации, других должностных лиц министерства, выносить вопросы охраны правопорядка, связанные с деятельностью полиции, на рассмотрение Совета Безопасности РФ, участвовать в работе коллегии МВД России и осуществлять иные контрольные полномочия.
Значительная роль в осуществлении президентского контроля принадлежит Администрации Президента Российской Федерации, Контрольному управлению Президента Российской Федерации и институту полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. По результатам их контроля Президенту Российской Федерации представляются аналитические материалы и предложения.
Согласно положений п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти государственной власти субъекта Российской Федерации, за деятельностью органов внутренних дел могут быть:
– обсуждение отчетов и предложений руководителей органов внутренних дел о состоянии общественного порядка и борьбе с преступностью на заседаниях законодательных и исполнительных органов;
– проверки хода выполнения соответствующих региональных программ, законодательства субъектов РФ, исполнителями которых являются ОВД.
Судебный контроль за административной деятельностью полиции в первую очередь осуществляется при рассмотрении судьями направленных ОВД (полицией) материалов (дел) об административных правонарушениях.
По делам об административных правонарушениях судья проверяет законность действий ОВД по применению в отношении лица мер административного принуждения и применяет возможные меры воздействия (наказания). Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вправе внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ).
Кроме того, суд (судья) при выявлении неоднократных нарушений в материалах об административных правонарушениях, поступающих из органов внутренних дел, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя органа внутренних дел (ст. 226 ГПК РФ).
Районные суды рассматривают также обращения граждан на действия руководителей и сотрудников органов внутренних дел и принимают по ним соответствующие решения.
Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, соответствующий суд (судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками органов внутренних дел решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции.
Особое место в системе государственного контроля за деятельностью полиции Российской Федерации занимает Прокуратура РФ. Статьей 52 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" определено, что надзор за исполнением полицией законов осуществляют генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством.
Прокуратура вправе проверять исполнение полицией законов при реализации таких направлений деятельности как:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Помимо проверок исполнения законодательных актов, непосредственно регулирующих деятельность полиции в рамках перечисленных выше основных направлений, к сфере интересов прокуратуры относится соблюдение полицией антикоррупционного законодательства. Особое внимание уделяется исполнению Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и положений Федерального закона "О полиции", особенно в части, регламентирующей права и обязанности, а также основания и порядок осуществления отдельных процедур, например, применения оружия, специальных средств.
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора за деятельностью полицейских служб определены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". Так, прокурор вправе при предъявлении служебного удостоверения: беспрепятственно входить на территории и в помещения ОВД (полиции), иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и иных должностных лиц полиции предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор вправе освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию.
Проверка соблюдения полицией прав и свобод граждан проводится прокурорами как по собственной инициативе, так и в связи с поступающими к ним жалобами и заявлениями.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает перечень актов прокурорского реагирования, направленных на устранение нарушений законов, допускаемых должностными лицами полиции в ходе осуществления своей профессиональной деятельности. К их числу относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Институт обжалования незаконных действий сотрудников полиции является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Жалоба представляет собой письменное обращение гражданина в государственные органы, к соответствующим должностным лицам с просьбой о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Предметом обращения могут быть любые действия (решения) или бездействие сотрудников полиции, в результате которых:
а) нарушены субъективные права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия для осуществления гражданином прав и свобод;
в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность;
г) гражданин незаконно привлечен к ответственности.
Законодательно закреплено три возможных способа оспаривания незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции:
– вышестоящему органу или должностному лицу полиции (инстанционный или административный способ);
– в органы прокуратуры (прокурорский способ);
– в суд (судебный способ).
Эти способы альтернативны. Право решать, какой из них использовать в той или иной конфликтной ситуации, предоставлено гражданину.
Порядок судебного оспаривания урегулирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ.
В соответствии с ним каждый гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих нарушены его права и свободы.
Законодательством установлены трехмесячный срок для обращения с в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Заявление подается в суд по месту нахождения соответствующего органа, должностного лица и рассматривается судом по правилам административного судопроизводства с учетом особенностей, предусмотренных Главой 22 Кодекса административного судопроизводства.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.