Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении
Пересмотр постановлений – это самостоятельная стадия производства, имеющая факультативный (необязательный) характер.
Суть этой стадии состоит в процедуре подачи жалобы заинтересованным лицом, или в опротестовании прокурором вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, а также процедуре рассмотрения жалобы или протеста и принятия по ним решения. Заинтересованными лицами, являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом ОВД, составившим протокол об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (ст. 30.1 КоАП РФ):
1) вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Жалоба может быть подана в орган, должностному лицу, вынесшим решение, в течение 10 суток со дня вынесения (получения) постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится определение.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Постановление по делу может быть опротестовано прокурором. Подача жалобы или внесение протеста влечет в установленных случаях приостановление исполнения постановления о наложении административного наказания.
Жалоба и протест рассматриваются в 10-дневный срок со дня их поступления.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично в порядке, аналогичном для рассмотрения дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы, протеста принимаются следующие решения:
– об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
– об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
– об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
– об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным лицом (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы заинтересованными лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (это те же лица, что вправе обжаловать постановление по делу, не вступившее в силу).
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.
Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.
Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.
Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.
Такие жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного на обжалование решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
С этого момента лицо официально признается виновным в совершении правонарушения, с этого момента постановление становится обязательным для исполнения всеми субъектами, на которых возложена такая обязанность.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ).
Отсрочить исполнение постановления может то лицо или орган, которым оно принято и обращено к исполнению, либо лица, их замещающие.
При отсрочке исполнения постановления течение срока давности приостанавливается на весь период отсрочки (ч. 3 ст. 31.9 КоАП РФ).
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).
Течение срока давности взыскания административного штрафа в данном случае продлевается на время рассрочки.
Орган, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости направляется в соответствующий орган или лицу, для исполнения.
Судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае (ст. 31.7 КоАП РФ):
1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
4) отмены постановления;
5) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания:
6) вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Установлен 2-летний срок давности исполнения постановлений о наложении административного наказания (ст. 31.9 КоАП РФ).
Вопросы окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания рассмотрены в ст. 31.10 КоАП РФ.
Данная статья предусматривает два варианта окончания производства: когда исполнение произведено в полном объеме; когда исполнение не производилось или произведено не полно.
В первом случае постановление о назначении административного наказания с отметкой об исполнении возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшему постановление.
Во втором случае постановление о назначении административного наказания возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случае:
1) если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;
2) если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;
3) если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
Исполнение также должно быть прекращено в случае: смерти привлеченного к ответственности; отмены постановления, вступившего в законную силу.
Если постановление обращено к исполнению к моменту вступления в силу акта об амнистии или об отмене правовой нормы, на основании которой лицо было привлечено к ответственности, исполнение приостанавливается, о чем сообщается этому лицу или органу, который на основании ст. 31.8 КоАП РФ своим постановлением прекращает исполнение и отзывает ранее принятое постановление.
В остальных случаях лицо, исполняющее постановление, должно составить акт, который утверждается вышестоящим должностным лицом. После этого постановление возвращается тому, кто принял решение о его вынесении.
Возвращение неисполненного постановления, если не обнаружено лицо, имущество, не мешает вновь обратить его к исполнению, если не истек срок давности, равный двум годам.
Представляется необходимым остановиться на порядке исполнения ОВД отдельных видов административных наказаний.
Постановление о наложении административного наказания в виде предупреждения (ст. 32.1 КоАП РФ) приводится в исполнение органом (должностным лицом), вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ, если должностное лицо, обнаружившее административное правонарушение, считает возможным применить предупреждение, а привлекаемый к административной ответственности не отрицает факт совершения административного правонарушения, то протокол не составляется, а предупреждение оформляется на месте, и копия постановления тут же вручается виновному.
Административный штраф является денежным взысканием и согласно ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (до 3 месяцев).
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока для добровольной уплаты орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление судьи о конфискации оружия и боевых припасов – исполняется органами внутренних дел. Изъятое оружие, боеприпасы и патроны к оружию до выступления постановления в силу помещаются должностным лицом на хранение в соответствующее подразделение территориального органа МВД России. После вступления постановления в силу оружие и боеприпасы к нему сдаются на склад вооружения МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ, где комиссионно решается вопрос о возможности их реализации, использования либо уничтожения. Средства, вырученные за продажу конфискованного имущества, зачисляются в бюджет.
Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права о водительского удостоверения. Данные постановления исполняют органы внутренних дел (ГИБДД МВД России).
Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать соответствующие документы, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.
По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.3 и гл. 12 КоАП РФ, водительское удостоверение, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Постановление судьи об административном аресте исполняется ОВД немедленно после вынесения постановления. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.
Порядок отбывания ареста регламентируется Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". За самовольное оставление места отбывания ареста арестованный на основании ст. 20.25 КоАП РФ подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста прибавляется к старому.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ) может исполняться должностным лицом ОВД, инициировавшим применение данного вида наказания.
Во время исполнения производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Постановление судьи об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 32.14) должно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.
Органы внутренних дел ведут учет лиц, которым назначен этот вид административного наказания, в целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Обеспечение законности и дисциплины в административной деятельности органов внутренних дел
1. Понятие законности и дисциплины в административной деятельности органов внутренних дел
Выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом при выполнении должностных обязанностей требований законности и служебной дисциплины, которые обеспечивают надлежащую организованность и готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране правопорядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью, являются залогом повышения авторитета и престижа МВД России среди населения.
Мы полностью разделяем мнение, что законность следует определять как принцип, метод и режим соответствия поведения (деятельности) участников общественных отношений и его результатов нормам права, выраженным в законах, основанных на них подзаконных нормативных актах и других источниках права[50].
Законность является основным принципом деятельности полиции[51]. Причинами высокой значимости законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) являются следующие обстоятельства:
1. Органы внутренних дел (полиция) представляют собой самую многочисленную по количеству сотрудников и органов систему охраны прав. Граждане контактируют с ними значительно чаще, чем с прокуратурой, судом и иными правоохранительными органами. В связи с этим объективно существенная часть нарушений прав и свобод граждан имеет место именно в деятельности органов внутренних дел.
2. По отношению граждан к полиции определяется отношение граждан в целом к государственной власти, что требует постоянной оценки деятельности полиции с позиций законности.
3. Органы внутренних дел обладают внушительными властными полномочиями, в том числе и по применению мер административного принуждения, принимают (издают) в ходе административной деятельности большое количество правовых актов управления, законность которых должна быть предметом постоянного внимания.
4. Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел не могут быть законодательно урегулированы до мельчайших деталей, подлежат исполнению в соответствии с конкретной ситуацией. Поэтому они наделены дискретными полномочиями, свободой административного усмотрения, которая позволяет исполнять служебные полномочия наиболее эффективно, но в то же время ставит сложные задачи обеспечения законности и дисциплины.
5. Сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать режим законности в условиях противодействия со стороны правонарушителей и граждан, нигилистически настроенных в отношении собственных обязанностей в сфере управления, что приводит к конфликтным ситуациям – источникам нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел.
Законность, как принцип деятельности органов внутренних дел и полиции, реализуется через следующие виды правовых действий сотрудников:
а) правильное и точное выполнение законов и ведомственных нормативных актов;
б) служебную деятельность, соответствующую интересам граждан, общества и государства;
в) активное овладение и использование в службе правовых знаний и новейшей правовой информации;
г) устранение противоправных проявлений в своем поведении;
д) участие в предупреждении и пресечении противоправных действий со стороны граждан;
е) наиболее целесообразное поведение в рамках реализуемой нормы права.
Таким образом, законность – это точное и неуклонное соблюдение сотрудниками ОВД (полиции) норм закона и подзаконных нормативных актов, устанавливающих основания и порядок реализации предоставленных им властных полномочий, при осуществлении внешневластной и внутриорганизационной служебной деятельности[52].
Другим важным элементом деятельности органов внутренних дел является дисциплина. Как правовая категория дисциплина тесно взаимосвязана с законностью, но не тождественна ей.Под терминомдисциплина (лат. disciplina) понимается либо как повиновение, послушание, порядок подчиненности[53], определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации[54], либо как обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам[55].
Дисциплина характеризует прежде всего правоотношения, возникающие в рамках внутриорганизационных связей в конкретных органах, подразделениях, учреждениях, организациях, устойчивых коллективах. Она основана на подчинении воли объекта управления воле субъекта управления в данном коллективе, который отвечает за согласованность и упорядоченность совместных действий людей в данном коллективе для обеспечения эффективного осуществления служебной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 30ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Специфика служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел (полиции) обусловлена необходимость строжайшего соблюдения сотрудниками установленного законодательством порядка и правил служебной деятельности, а также профессионально-этических норм в служебное и внеслужебное время.
Законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Следует отметить, что понятие дисциплины (служебной дисциплины) является более широким, чем законность, и поэтому надлежащее соблюдение сотрудниками служебной дисциплины охватывает соблюдение ими законности. Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины.