Принуждение в административной деятельности полиции
Меры принуждения – это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и физического вреда[32].
Административное принуждение есть правовое, организационное, физическое и психологическое воздействие органов полиции (управления) на индивидуального и коллективного субъекта с целью заставить его силой к соблюдению предписанных законом действий или обязать его понести административное наказание за совершенное административное правонарушение[33]. В ходе административного принуждения полномочные лица вправе применять принудительные меры психологического, физического и материального характера, "направленные на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами, в связи с совершением ими противоправных действий, или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности"[34].
Основные признаки административного принуждения:
– используется на базе убеждения;
– применяется только по мере необходимости;
– применяется в отношении ограниченного законодательством круга субъектов;
– имеет предупредительное и воспитательное значение;
– является средством государственного воздействия;
– строго регламентировано нормами права;
– применяется на основе закона;
– осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
– персонифицировано – т.е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;
– характерен внесудебный порядок применения и т.п.
Используем предложенную профессором А.И. Каплуновым классификацию мер административного принуждения, которую образуют следующие их группы:
1) принудительные меры административного предупреждения;
2) меры административного пресечения;
3) принудительные меры административно-процессуального обеспечения;
4) меры административной ответственности[35].
Следует отметить, что указанная классификация является условной, т.к. в отдельных случаях одна и та же мера может иметь как предупредительный (превентивный), так и пресекательный характер, например – проверка документов, наружный или личный досмотр (осмотр).
Принудительные меры административного предупреждения применяются в целях предупреждения и предотвращения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности, а также при наличии потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т.е. возможности наступления особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры.
Данные меры применяются в соответствии с Законом "О полиции", Уставом ППСП и другими нормативными актами.
Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определённых ограничений и запретов.
Сотрудники полиции вправе применять такие принудительные меры административного предупреждения, как:
1) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания;
2) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;
3) применять предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
4) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации;
6) вправе проникать в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями;
7) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
8) принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;
9) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
10) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог;
11) осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций;
12) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются;
13) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах;
14) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, организаций и граждан т.п.
Меры административного пресечения – это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. Они "применяются для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя"[36].
Данные меры применяются в соответствии с Законами "О полиции", "Об оружии", "О частной детективной и охранной деятельности", КоАП РФ и другими нормативными актами.
Они связаны с непосредственным вмешательством в действия лица в целях прекращения с его стороны правонарушения и заключаются в психологическом или физическом воздействии на правонарушителя, связанным с личными, организационными или имущественными ограничениями.
Среди мер пресечения традиционно выделяют меры общего назначения и меры специальные, основой выделения которых является способ воздействия на правонарушителя.
К мерам общего назначения можно отнести:
1) требование от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
2) отстранение водителей от управления транспортными средствами;
3) задержание транспортных средств, находящихся в розыске;
4) доставление граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
5) изъятие вещей и документов, а также предметов, средств и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения;
6) приостановление действия выданных лицензий и разрешений, их аннулирование.
Специальные меры административного пресечения – это установленные нормами материального и процессуального административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности[37]. К этим мерам относят: применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Принудительные меры административно-процессуального обеспеченияприменяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Данные меры применяются в соответствии с Законом "О полиции", Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормативными актами.
Правовая регламентация этих мер осуществляется Главой 27 КоАП РФ. Сотрудники полиции праве применять следующие меры:
1) доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);
2) административное задержание (ст.ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ);
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице (ст.ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ);
4) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);
5) изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);
6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);
7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст.ст. 27.12, 27.12.1 КоАП РФ);
8) задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ);
9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ);
10) привод (ст. 27.15 КоАП РФ);
11) временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ).