Вопрос 7. Профессионализм юриста
Профессионализм – неотъемлемое свойство юридической деятельности, т.е обладание правовыми знаниями, опытом, умениями и навыками. Высокий профессионал – это человек внутренней самодисциплины, который никогда не позволяет себе поверхностного отношения к труду.
Профессионализм как свойство юридической деятельности закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах. Он служит основой системы официальных норм-требований, которые предъявляются к юристам конкретной специализации: в учебных заведениях – это качество знаний; при подборе кадров – аттестация; в процессе работы – повышение квалификации (для ряда профессий).
А. Ринкен относит к проявлениям профессионализма следующее:
- во-первых, соответствие деятельности особому уровню (качеству) принимаемых на себя задач;
- во-вторых, особую квалификацию лиц, принадлежащих к профессии;
- в-третьих, высокую деловую компетенцию, основанную на научном образовании;
- в-четвертых, особый профессиональный этос, в основе которого лежит неэкономическая ориентация на ценности, присущие всему обществу (благополучие, здоровье, право);
- в-пятых, внепартийную, деловую профессиональную работу и обеспечивающее ее особенное ощущение долга.
А. Жалинский считает признаками профессионализма как свойства деятельности юриста:
1) осуществление этой деятельности по правилам, выработанным и закрепленным в установленном порядке, что распространяется и на лиц, пользующихся результатами труда специалиста или подчиняющихся им;
2) соответствие процесса и результатов деятельности определенным требованиям, которые могут носить нормативно-правовой и профессионально-этический характер;
3) подконтрольность деятельности государственным органам и (или) корпорации специалистов;
4) возмездность деятельности;
5) гарантии ее осуществления в установленных случаях, включая доступ к ней заинтересованных лиц.
О. Скакун к признакам профессионализма относит:
1. Наличие высокой квалификации, основанной на специальном образовании.
2. Осуществление деятельности по правилам, выработанным и официально закрепленным в установленном порядке, соответственно уровню принимаемых на себя задач (законность деятельности).
3. Соблюдение нормативов правовой, психологической, политической, экономической, экологической, этической, эстетической информационной культуры, которые предъявляются к процессу деятельности и ее результатам (исполнение морально-правового долга).
4. подконтрольность соответствующим государственным органам и (или) объединениям специалистов, но свобода от непрофессионального (в том числе партийного) вмешательства (независимость деятельности).
5. Гарантированное осуществление работы – обеспечение непрерывности деятельности на надлежащем уровне в соответствии с поставленными задачами или запросами.
6. Получение надлежащей оплаты за квалифицированный труд, исключение деятельности из соображений корысти или выгоды.
А. Жалинский выделяет и критерии юридичности деятельности профессионала:
а) преимущественное использование правовых аргументов при осуществлении работ;
б) процедурность (подчиненность процедурам);
в) запрограммированность и правовое значение последствий.
Анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических и правовых особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). В наиболее обобщенном виде в профессиональной деятельности юриста выделяют следующие основные подструктуры:
1) Познавательная подструктура. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров в суде представляют собой разновидность всеобщего процесса познания. Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого дознавателем, следователем, прокурором, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, изучая которые, указанные субъекты познания выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают происшедшее событие в целом.
Составной частью познавательного процесса являются его планирование и прогнозирование, мысленное представление хода и результатов и намечаемых действий. Характерной чертой познания, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно проверять достоверность полученных знаний и законность принятых решений. Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного, административного, гражданского судопроизводства. Все это придает доказательственный характер всему процессу познания.
Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности самого процесса доказывания предполагают наличие когнитивных качеств, составляющих в совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности юриста;
2) Коммуникативная подструктура. В значительной мере профессиональная деятельность юристов протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда, — профессиональным общением.
Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности;
3) Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Поэтому юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества.
4) Воспитательная подструктура. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется, прежде всего, целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе с помощью средств массовой информации. Особое значение воспитательная функция имеет в деятельности юристов, работающих в местах лишения свободы с контингентом лиц, находящихся там на перевоспитании.
Любая профессия включает в себя ряд специальностей. Юридическая специальность - это система фундаментальных и специальных юридических знаний, навыков и умений, характеризуется наличием определенных квалификационных требований, профессионально-правового мышления, правовой культуры и используется профессионалом при решении юридических проблем.
Основными видами юридической специальности являются: 1) судья, 2) прокурор, 3) следователь, 4) сотрудник правоохранительных органов дознания, 5) адвокат; 6) нотариус, 7) юрисконсульт и т.д.
Квалификация юриста – степень подготовленности, наличие специальных правовых знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Для отдельных специальностей принципиальное значение имеет профессиональная пригодность (соответствие физических качеств, психических свойств человека).
Компетентность - осведомленность, авторитетность в какой-либо области. Показателем профессионального мастерства юриста-специалиста служит его компетентность в той области юридической практики, где он работает.
Компетентность - это система интеллектуального, психологического, морального и деятельного (функционального) состояний специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Структура компетентности- это ее составные элементы или стороны (аспекты, грани). Можно выделить такие стороны компетентности:
1.гносеологическая сторона компетентности предполагает наличие определенных знаний, необходимых для выполнения профессионального долга, постоянное их обновление, совершенствование. Юрист должен следить за новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и практики, которые относятся к сфере его профессиональной деятельности, с тем, чтобы постоянно обогащать ими свою деятельность;
2.нормативная сторона компетентности представляет собой объем полномочий (прав и обязанностей) юриста-специалиста или должностного лица, установленных законом или уставом органа (организации);
3.функциональная сторона компетентности выражается в способности юриста действовать, выполнять свои профессиональные обязанности на основе правового опыта - личного, коллективного, территориального;
Личный опыт юриста - совокупность правовых знаний и практически освоенных конкретных юридических навыков, умений, достижений.
Коллективный опыт юристов-профессионалов - система достижений позитивных результатов в правовой деятельности конкретным коллективом.
Территориальный опыт - совокупность позитивных (личных и коллективных) результатов в правовой деятельности, сосредоточенной на определенной территории: город, микрорайон, поселок, село.
4.личностная сторона компетентности включает в себя осознание юристом своего предназначения, оценку своих профессиональных способностей, самокритичность, способность к самоанализу своих профессиональных качеств с целью преодоления негативных.
На основании компетентности делаются выводы о соответствии юриста занимаемой должности или профилю деятельности. Границы компетентности могут изменяться, поскольку они зависят от сферы деятельности юриста и конкретных задач, которые перед ним поставлены. Для роста или изменения компетентности (в связи с повышением или переходом на смежную работу) важна переподготовка специалиста: она вносит коррективы в качественную определенность его компетентности.
По объему различают общую и специальную компетентность.
Специальная компетентность означает систему интеллектуального, психологического, морального и деятельного (функционального) состояний специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в узкой сфере профессиональной деятельности.
Общая компетентностьозначает систему интеллектуального, психологического, морального и деятельного (функционального) состояний специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в широкой сфере юридической деятельности.