Организация работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы
Разрешительная система выполняет определенную предупредительную функцию. Она направлена на предупреждение тяжелых последствий несоблюдения требований нормативных актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, обладающих повышенной общественной опасностью. С этой целью государство реализует свою управленческую и нормотворческую волю путем создания организационно-правовых мер. Так, оно, во-первых, объявляет и нормативно закрепляет все действия с предметами и веществами, обладающими специфическими свойствами, устанавливает соответствующие запреты на их обращение; закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с указанными предметами; во-вторых, устанавливает ответственность за нарушение правил оборота таких предметов; создает аппарат специализированных органов для обеспечения контроля за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил.[10]
Система лицензирования осуществляется многочисленными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующее законодательство об органах внутренних дел обязанность выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозка огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также к открытию и эксплуатации объектов, где они рассматриваются. Их обязанности включают также выдачу разрешений на создание частных детективных услуг, а также следить за соблюдением частных охранных компаний и частные детективы действующего законодательства.
Правовые акты, регулирующие систему лицензирования и выдачи разрешений определяют исчерпывающий перечень объектов, контролируемых органами внутренних дел. Эти объекты разделены на три группы, предметов, веществ и растений. Для элементов включают в себя: служебного и гражданского оружия (огнестрельное оружие гладкоствольными длинноствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное оружие с нарезным стволом, комбинированное огнестрельное оружие) и боеприпасы. Для компаний, решение, об открытии которого эмитент орган внутренних дел относятся предприятия, занимающиеся производством и продажей оружия; оружие-ремонтные мастерские; частные детективы и охранные фирмы, службы безопасности, их филиалы; базы, склады, тиры, что является гражданским, служебное оружие и боеприпасы и т.д. вещества включают взрывчатые вещества.[11]
Вместе с тем законом «Об оружии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации запрещен оборот в качестве служебного и гражданского оружия: огнестрельного, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов; газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими и другими подобными веществами.
При обнаружении указанных предметов органы внутренних дел обязаны изымать их, а виновных лиц привлекать к ответственности.
В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" городские, районные, районные в городах управления (отделы) внутренних дел, управления (отделы) внутренних дел УРО МВД России выдают:
- Лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам Российской Федерации.
- Лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации.
- Лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими.
- Разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации.
- Разрешения на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.
- Разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение.
- Разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами.
- Лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам Российской Федерации, проживающим в указанных местностях.
- Подтверждения о получении уведомлений для продажи оружия и патронов.
Главенствующими задачами органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы являются: предотвращение утраты и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особый порядок оборота; недопущение их использования не по назначению; своевременное выявление и устранение нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной детективной и охранной деятельностью.
Отсюда следует, что лицензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок приобретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а также открытия и функционирования определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.
Сегодня правовую основу органов внутренних дел по осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации составляют положения федеральных законов «О полиции», «Об оружии», Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ряд правительственных постановлений и ведомственных нормативных правовых актов МВД России, включая административные регламенты по предоставлению государственных услуг и осуществлению государственных функций.
Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 694 Управление по организации лицензионно-разрешительной работы выведено из структуры ГУОООП МВД России и в настоящее время является самостоятельным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время 5,7 тыс. сотрудников лицензионно-разрешительной работы исполняют функции по предоставлению 29 государственных услуг и осуществлению государственного контроля за оборотом более 6,5 млн. единиц оружия, частной детективной и охранной деятельностью в более чем 2,1 тыс. территориальных органах МВД России.[12]
Управление по организации лицензионно-разрешительной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации (УЛРР МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.[13]
Регистрационные материалы для лицензий и разрешений. Прием заявок от российских граждан о выдаче лицензий и разрешений, перерегистрации или продления срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их регистрации. Граждане вместе с заявкой, размещение внутренних дел медицинское заключение об отсутствии противопоказаний на владение оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, доказательство гражданства Российской Федерации и других. Руководители юридических лиц, претендующих на получение лицензии должны быть представлены необходимые документы, при условии, перечень нормативно-правовых актов. Документы, зарегистрированные в реестре заявок, обращений, выдачи лицензий и разрешений. Он также сделал отметку о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или разрешения, или письменное уведомление об отказе в их выдаче. Применение и входящие материалы, которые не имеют полный список необходимых документов не подлежат регистрации сотрудниками органов внутренних дел, а также служить в качестве одного из оснований для отказа в выдаче лицензии или разрешения. Материалы для лицензии считаются органы внутренних дел в течение одного месяца выдачи разрешений - в течение двух недель со дня подачи заявления.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания, исключающие выдачу гражданам лицензий на приобретение оружия. Так, лицензии не выдаются гражданам: не достигшим возраста, установленного законом; не предоставившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не предоставившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасности обращения с оружием и другие документы, указанные в законе «Об оружии» и законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».[14]
Контроль органами внутренних дел за объектами лицензионно-разрешительной системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охранной деятельностью.
Осуществление контроля позволяет правоохранительным органам выявлять нарушения оборота оружия, нарушений, связанных с деятельностью частных детективных и охранных агентств, граждан, немедленно реагировать на выявленные нарушения и применять законодательные меры административного и уголовного дела. Ведомственные нормативные акты МВД России детальными деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельности. Инструкция о работе органов внутренних дел для контроля за оборотом гражданского и служебного оружия предусматривает следующие области управления: деятельность юридических лиц, занимающихся торговлей оружием и боеприпасами; передача оружия; для приобретения оружия; для сбора и экспонирования оружия; для обеспечения безопасности и безопасности хранения оружия; контроль за перевозкой оружия. Сотрудники органов внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом оружия, имеют право осмотреть оружие в сфере производства, торговли, выставки, хранения и уничтожения. Захватить и уничтожить оружие и боеприпасы, незаконный оборот на территории Российской Федерации. Требовать от юридических лиц и граждан устной или письменной информации для выполнения функций управления. Если какие-либо нарушения имеют право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами письменных предписаний по устранению нарушений с определенным сроком. В случае грубых нарушений, которые могут вызвать повреждение, кража или неправильное использование оружия, чтобы сделать герметизация помещений ставит торговлю оружием, их воздействием, временно ограничить доступ работников к ним или запрещать проведение торговой деятельности по устранению нарушений. В случае обстоятельств, при которых не обеспечивается безопасность оружия, полиции захватить оружие и передать его в магазин в органах внутренних дел. По фактам нарушения правил оборота оружия выдаются письменные предупреждения, а когда административное правонарушение составляется об административном правонарушении. Проверка объектов хранения оружия осуществляется сотрудниками полиции, по крайней мере один раз в квартал. О объекте проверки сканирования составляется в двух экземплярах. Из них один передается руководителю юридического лица, а второй прилагается к надзорной работе. Осуществление проверок объектов, используемых в качестве складов для хранения оружия и боеприпасов, а также коммерческие предприятия должны проводиться не реже одного раза в месяц. При проведении таких проверок непосредственное участие руководителей органов внутренних дел или их заместители - руководители милиции общественной безопасности. Гражданские владельцы оружия проверяются не реже одного раза в год. При захвате оружия и боеприпасов к нему должны быть составлены, которые в течение дня вместе с актом проверки объекта 'или отчет о проверке оружия гражданина-собственника сообщаются полномочному органу управления внутренних дел для принятия решения в установленном порядке. Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием. При проведении проверок этих сотрудников организаций полиции сначала установить наличие лицензий на продажу оружия, разрешений на хранение оружия вне мест, указанных в лицензии. Проверьте техническое укрепление торговых площадок, выставки и хранения оружия, надежность безопасности оружия в случаях розничных дисплеев, на полках, а также меры предосторожности при обращении с ним. Тем не менее, проверить наличие и правильность бухгалтерского учета, порядок внутреннего контроля за обращением оружия и лиц патронов отвечает за их сохранность и содержание записей, продавцы (материальных и ответственных лиц) и сотрудников, допущенных к производство работ с оружием и боеприпасами, их транспортировке и поддержке во время транспортировки, а также наличие материалов проверок по фактам недостачи, порчи, утраты оружия и боеприпасов. При проведении выборочных проверок по решениям руководителей органов внутренних дел, могут возникнуть некоторые вопросы и запрашиваемых документов на основе объективной проверки. Проверка юридических и физических лиц, занимающихся сбором и выставкой оружия и боеприпасов осуществляется сотрудниками правоохранительных органов совместно с представителями уполномоченных органов по сохранению культурного субъекта собственности к требованиям по обеспечению конфиденциальности информации об оружии и их владельцы. Проверки таких лиц проводится не реже одного раза в квартал, а также граждане России Федерации - не реже одного раза в год. При проведении плановых проверок юридических лиц, осуществляющих сбор и выставление оружия, сотрудники полиции установить: соответствие их правил деятельности, положения устава, учредительных документов, с поправками и изменениями, лицензии, коллекции или выставки оружия и боеприпасов, разрешений для хранения их за пределами мест, указанных в лицензии; наличие актов приема (передачи) оружия и договоров, заключенных с владельцами оружия и боеприпасов, чтобы участвовать в проведении экспозиции или актов приема-передачи изъятых и конфискованных оружия, отправлены в музеи уполномоченными органами для обеспечения надлежащего хранения, актов историко-культурного и художественного опыта в коллекционных оружия и паспортов для сбора, некоторые модели коллекционных оружия; порядок внутреннего контроля за обращением оружия, документов, выдающих оружие хранителей, специалистов и лиц, ответственных за проведение экспертиз, исследований, выставки, транспорта и других видов деятельности; Процедура допуска юридических лиц работников для работы с оружием, транспортировка, техническое обслуживание, транспорт, воздействия, а также организация приема посетителей в залы с экспонатами, специалисты в депозитарии, предоставление нетронутыми меры; своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных в ходе проверок со стороны должностных лиц органов внутренних дел, в соответствии с нормативными актами.[15]
При проведении проверок условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудники внутренних дел выясняют:
- соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов моделям зарегистрированного оружия;
- наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика, обитого железом;
- условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.
Контроль перевозки и транспортировки оружия и боеприпасов. Сотрудники органов внутренних дел, в данном случае пытаются выяснить: соответствие требованиям деятельности компании-перевозчика за торговлю оружием и, в частности, к правилам перевозки; наличие лицензий, копии договоров на перевозку оружия; наличие морских перевозок, сопроводительные и другие документы, на основании которых осуществляется перевозка; документы, удостоверяющие личность, сопровождающие лица и поддерживающие их право на хранение и ношение оружия; наличие необходимого количества охранников. Во время контроля частной детективной и охранной деятельности органов внутренних дел использовать право, предоставленное им в соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и ведомственными нормативными актами МВД России. Одним из них является инструкция «О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельности", который предусматривает для следующих областей:
- проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности;
- проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств;
- участие совместно с другими компетентными органами негосударственных образовательных учреждений в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, в том числе огневой подготовки;
- рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями, службами безопасности.
При осуществлении контроля за частной детективной и охранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, негосударственных образовательных учреждений предоставления соответствующих документов, а также получать необходимую для этого устную или письменную информацию. Материалы проверок приобщаются к учетным и личным делам, имеющимся в подразделениях по лицензионно-разрешительной работе. Учетные дела ведутся на объекты, где обращается оружие и взрывчатые вещества, охранные предприятия. Личные дела заводятся на лиц, владеющих оружием, частных детективов. В них содержатся материалы, представляемые вместе с заявлением о получении лицензии, справки из органов здравоохранения, проверочные материалы и т.д. Личные дела владельцев оружия хранятся в органе внутренних дел по месту их регистрации. При перемене места-жительства личные дела пересылаются в орган внутренних дел, где владелец оружия будет зарегистрирован. В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел обязаны выявлять нарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельности частных детективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутренних дел принимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии с действующим законодательством органам внутренних дел предоставлено право:
- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации;
- изымать оружие и патроны, предусмотренные законом «Об оружии» при наличии следующих оснований: отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю им, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хранение и ношение оружия; аннулирование в установленном порядке указанных лицензий и разрешений; нарушений юридическими лицами или гражданами установленных правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия; выявления самодельных или переделанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками; смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружия; ликвидации юридического лица;[16]
- при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами предписаний об устранении этих нарушений;
- аннулировать лицензии и разрешения на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия, выданные гражданам, при нарушении ими правил оборота оружия, систематически нарушающим общественный порядок; при наличии медицинского заключения, препятствующего владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; страдающим психическими заболеваниями. Аннулирование лицензии или разрешения влечет изъятие имеющегося оружия и патронов к нему;
- аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующего частную детективную и охранную деятельность, либо при неисполнении предписаний органов внутренних дел частными детективными и частными охранными предприятиями.
При установлении правонарушений, образующих составы преступлений, и административных правонарушений, сотрудники органов внутренних дел привлекают виновных лиц к уголовной или административной ответственности.[17]