Перспективы расширения сферы применения мер принуждения, не связанных с ограничением свободы.

Одним из направлений уголовной политики Российского государства является снижение уровня назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы. В действующем уголовном законодательстве заложены такие возможности. Так, с 1998 года последовательно увеличивается число осужденных, которым назначается наказание, не связанное с лишением свободы, и соответственно уменьшается назначение наказания в виде лишения свободы.

Виды и содержание наказаний, не связанных с ограничением или лишением свободы.

Статья 46 УК «Штраф». Первые упоминания о денежных штрафах встречаются в договорах Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с греками. Денежные взыскания сначала в пользу потерпевшего (головничество, урок), а затем и в пользу княжеской власти (вира, продажа) были положены в основу русской карательной системы, первоначально носившей экономический характер.

Штраф широко используется в статьях УК. Эта мера наказания является одной из наиболее целесообразных и эффективных мер борьбы с преступлениями, совершенными по неосторожности, а также с умышленными преступлениями небольшой или средней тяжести экономического характера.

Уголовно-правовое значение штрафа заключается в том, что это одна из мер уголовной ответственности, выражающаяся в определенном объеме ограничений имущественного характера.

Штраф — это денежное взыскание, назначаемое судом в пределах установленных действующим уголовным законом. Может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

В зависимости от категории совершенного преступления законодатель выделяет два вида штрафа:

- за преступления небольшой и средней тяжести в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса в размере от двух тысяч пятисот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.

- за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса.

Статья 47 УК «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». В виде закона лишение прав появилось в России при Петре I. Это были шельмование и анафемствование. Затем лишение прав получило развитие в Уложении о наказаниях 1845 г., Уголовном Уложении 1903 года. Сохранились данные наказания (в несколько иной интерпретации) и в настоящее время.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Оно может выступать как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Как основное наказание оно устанавливается на срок от одного года до пяти лет. Как дополнительная мера это наказание устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли оно соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 48 УК «Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград». Сущность этого наказания заключается в том, что перечисленные правоограничения должны морально воздействовать на осужденного (чувство стыда, совести), преследуя, таким образом, цели уголовного наказания.

Данное наказание назначается только в качестве дополнительного.

Анализируемое наказание может быть применено судом при наличии следующих условий:

- виновный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление;

- суд с учетом личности виновного пришел к выводу о том, что он недостоин носить специальное, воинское или почетное звание, быть обладателем классного чина или государственных наград.

Известно, что погашение и снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК). Этому законодательному положению с точки зрения принципа законности и справедливости, отмечает И. Звечаровский, противоречит бессрочный характер такого дополнительного вида наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК)1.

Статья 49 УК «Обязательные работы». Уголовно-правовая сущность обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы – основная мера уголовных наказаний, которые устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Срок обязательных работ исчисляется в часах, а время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день за восемь часов обязательных работ.

Объем карательного воздействия обязательных работ во многом зависит от срока его отбытия и от характера работы, вид которой определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы в силу специфики своего уголовно-правового содержания не могут назначаться:

- лицам, признанным инвалидами первой группы;

- беременным женщинам;

- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Статья 50 УК «Исправительные работы». Впервые исправительные работы были указаны законодателем в инструкции Народного Комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения его заседаний», после чего преобразовались в самостоятельный институт, прочно заняв свое место в системе наказаний.

Уголовно-правовая сущность исправительных работ заключается в привлечение осужденного к труду с вычетом из его заработка определенной части в пользу государства.

Исправительные работы – основная мера наказания, устанавливаемая на срок от двух месяцев до двух лет. Этот вид наказания назначается осужденному, не имеющему основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Из заработка производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, – от пяти до двадцати процентов.

Исправительные работы не назначаются лицам:

- признанным инвалидами первой группы;

- беременным женщинам;

- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Статья 51 УК «Ограничение по военной службе» – основная мера наказания. Уголовно-правовая сущность этой меры и исправительных работ сходны. Спецификой ограничения по военной службе является то, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

- на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы;

- вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Лицо, осужденное к данной мере наказания, продолжает проходить военную службу по контракту там же, где оно и служило, но из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов.

Помимо правоограничений материального характера, осужденный во время отбытия наказания:

- не может быть повышен в должности и воинском звании;

- срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Срок ограничения исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня службы.

Наши рекомендации