Выводы и предложения производству
Из сказанного выше следует, что деятельность государственного земельного надзора и эффективность этой деятельности является одним из источников формирования местного бюджета. Именно поэтому государственный земельный надзор (в сотрудничестве с муниципальным) обеспечивает не только сохранение и восстановление плодородия, целевое использование земель, соблюдение земельного законодательства, но и обеспечение одной из основных статей доходов органов местного самоуправления. Эффективность деятельности государственного земельного надзора, в Кущевском районе рассчитывается, исходя из показателей деятельности межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю по исполнению государственной функции по государственному земельному надзору.
В 2017 году межмуниципальный отдел по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю продолжил выполнять возложенные на него функции по государственному земельному надзору, основной задачей которого является обеспечение соблюдения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами, земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Задачей государственного земельного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений, устранение последствий выявленных нарушений, систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства. Государственный земельный надзор осуществляется на всех категориях земель.
Практически управление объектами недвижимости проявляется в виде регулирования земельных отношений посредством правовых норм и обеспечения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления систематического надзора и принятия необходимых мер воздействия на нарушителей земельного законодательства.
Управление объектами недвижимости, как и большая часть правоприменительной деятельности государства, осуществляется через систему государственных органов.
В 2017 году государственным инспектором межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Росреестра по Красндарскому краю было проведено 38 проверок соблюдения земельного законодательства.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», государственным инспектором проведено 28 административных обследований объектов земельных отношений.
Самым распространенным нарушением продолжает оставаться самовольное занятие земель или использование их без правоустанавливающих документов (ст. 7.1 КоАП РФ) и использование земельных участков не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).
Так же в ходе проверок государственным инспектором межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю был выявлен большой процент незарегистрированной недвижимости физических лиц. Как следствие этого факта, бюджет муниципального образования недополучает крупные суммы денежных средств.
Таблица - Предоставление муниципальным образованием земельных учаастков
Год | В собственность | В аренду |
Таблица - Аренда муниципального имущества
Год | Под индивидуальное жилищное строительство | Для сельскохозяйственного производства | Для коммерческих объектов |
На законодательном уровне не установлены конкретные сроки обращения граждан в регистрирующие органы в целях регистрации прав на недвижимое имущество. В результате складывается ситуация, при которой физические лица - собственники земельных участков для индивидуального жилищного строительства, получив разрешение на строительство дома, которое выдается на десять лет, и завершив строительство, не осуществляют государственную регистрацию права собственности на построенные объекты недвижимости. Это позволяет им годами не уплачивать налог на имущество физических лиц.
При этом для государственной регистрации прав на объекты недвижимости созданы благоприятные условия - до 1 марта 2018 года продлена упрощенная процедура предоставления документов, согласно которой правоустанавливающий документ на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства [росреестр сайт ].
Механизм выявления незарегистрированных построек следующий. Данные аэрофотосъемки территории сопоставляются с информацией Единого государственного реестра недвижимости и архивами БТИ.
В результате анализа сложившейся ситуации было сформулировано предложение внести изменение в земельное законодательство, расширить полномочия государственного инспектора и наделить его правом привлекать к административной ответственности физических лиц за уклонение от регистрации права собственности. Это станет фактором, способствующим к побуждению граждан регистрировать объекты капитального строительства и частично компенсирует выпадающие доходы муниципалитетов в связи с отсутствием поступлений налога на имущество физических лиц по объектам индивидуального жилищного строительства, в отношении которых физические лица не осуществляют государственную регистрацию прав собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принятие поправки носило бы положительный социально-экономический эффект, создавая правовую основу для роста доходного потенциала муниципалитетов по земельному налогу.