Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_____________________________________________________________________3
Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних_________4
Вопрос 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним__________________9
Вопрос 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности____18
Вопрос 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания___________________21
Заключение_________________________________________________________________24
Список источников и литература______________________________________________25
Введение
Актуальность темы.Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения уголовного законодательства.
В этой связи применение уголовно-правовых норм, предусмотренных гл. 14 УК «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», представляется достаточно актуальным в связи со значительной распространенностью преступных проявлений со стороны лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).
Необходимо учитывать, что нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния на почве озорства, не осознавая до конца последствий своих действий. Поэтому к привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство, шалость от преднамеренного преступления, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в с. 6 УК РФ.
Цель лекции.Формирование у студентов систематизированного, целостного и современного подхода к пониманию уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи лекции:
¾ Рассмотреть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
¾ Раскрыть сущность назначения наказания несовершеннолетним;
¾ Выявить условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_____________________________________________________________________3
Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних_________4
Вопрос 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним__________________9
Вопрос 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности____18
Вопрос 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания___________________21
Заключение_________________________________________________________________24
Список источников и литература______________________________________________25
Введение
Актуальность темы.Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения уголовного законодательства.
В этой связи применение уголовно-правовых норм, предусмотренных гл. 14 УК «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», представляется достаточно актуальным в связи со значительной распространенностью преступных проявлений со стороны лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).
Необходимо учитывать, что нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния на почве озорства, не осознавая до конца последствий своих действий. Поэтому к привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство, шалость от преднамеренного преступления, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в с. 6 УК РФ.
Цель лекции.Формирование у студентов систематизированного, целостного и современного подхода к пониманию уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи лекции:
¾ Рассмотреть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
¾ Раскрыть сущность назначения наказания несовершеннолетним;
¾ Выявить условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
В УК с учетом возрастных, психических и социальных особенностей лиц, не достигших 18 лет, выделен раздел, посвященный уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 УК «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.
Раскрывая содержание понятия уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимо отметить, что наступает она по общим правилам, установленным в УК для всех лиц, совершивших преступления. Однако в ряде норм Уголовного кодекса содержатся положения, определяющие уголовную ответственность несовершеннолетних. В первую очередь это относится к ст. 18, 20, 61, 87— 96 УК РФ, в которых выделяются вопросы вменяемости и достижения лицом определенного возраста, с которого оно в состоянии оценивать происходящее и руководить своими поступками. Таким образом, законодатель связывает основание уголовной ответственности несовершеннолетних с двумя составляющими: а) возрастом уголовной ответственности; б) понятием вменяемости.
С понятием возраста, с которого наступает уголовная ответственность, связан вопрос об особенностях основания уголовной ответственности несовершеннолетних. Учитывая постоянный рост и особую жестокость детской преступности, государство относится к уголовной ответственности как к средству борьбы с ней.
Как отмечалось выше, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
Возраст несовершеннолетнего, совершившего предусмотренное Уголовным кодексом общественно опасное действие или бездействие, устанавливается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 5Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а с ноля часов следующих суток.
При установлении возраста подсудимого судебно-медицинской экспертизой днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Следствие и суд обязаны устанавливать число, месяц и год рождения несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности. При квалификации преступления возраст определяется на момент совершения общественно опасного деяния, а не на момент наступления последствий (ст. 9 УК РФ). При отсутствии документальных данных о возрасте несовершеннолетнего он устанавливается судебно-медицинской экспертизой. В этом случае днем рождения привлекаемого к уголовной ответственности лица следует считать последний день того года, который назван экспертизой, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
Необходимым условием привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является то, что лицо должно быть способно понимать и
оценивать происходящее и руководить своими поступками. Так, лица в возрасте от 14 до 18 лет, которые не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч.3 ст. 20 УК РФ) вследствие отставания в психическом развитии, не исключающем вменяемости данного лица, не подлежат уголовной ответственности, т.е. приравниваются к малолетним. В свою очередь, лица, достигшие возраста 18—20 лет, могут быть приравнены к несовершеннолетним, и на них в этом случае распространяются положения гл. 14 УК РФ (ст. 87—95).
По мнению С. Шишкова: « если задержка в психическом развитии незначительна, то уголовный закон не признает ее обстоятельством, освобождающим от ответственности (подобные состояния могут учитываться в качестве одного из обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (п. 3 ст. 68 УПК). При более тяжелых по глубине поражения психики задержках психического развития уголовно - правовое значение последних обусловлено их характером. Болезненные нарушения (психические расстройства), в зависимости от тяжести, исключают вменяемость (ст. 21) или ограничивают ее (ст. 22). Неболезненные состояния предусмотрены ч. 3 ст. 20 УК, где они именуются "отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством" и влекут освобождение от ответственности, если лишают подростка способности "в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими".
Норма ч. 3 ст. 20 УК для отечественного уголовного права новая и потому заслуживает более подробного анализа. Это нововведение часто называют "возрастной невменяемостью", сущность которой в предельно кратком изложении сводится к следующему.
Принцип субъективного вменения требует, чтобы субъект преступления был способен осознавать свои общественно опасные поступки и мог ими руководить. Иначе деяние не считается преступным. У совершеннолетних эта способность отсутствует при болезненных состояниях, обусловливающих невменяемость. У несовершеннолетних кроме болезненных расстройств (и "обычной" невменяемости) сходные состояния наблюдаются в рамках неболезненных отклонений в психическом развитии. Следовательно, эти отклонения (отставание, задержка в развитии) тоже должны влечь за собой освобождение от ответственности».
Анализ действующего уголовного законодательства России и зарубежных стран позволяет констатировать, что уголовная ответственность за преступления, социальный смысл которых понятен несовершеннолетним, наступает с более раннего возраста. Законодатель исходит из того, что несовершеннолетние, достигшие этого возраста, имеют очевидное представление об общественной опасности и уголовной наказуемости соответствующих преступных деяний. В части 2 ст. 20 УК РФ определен исчерпывающий перечень составов преступлений, за которые лица подлежат ответственности с 14 лет. В их числе умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда и вреда средней тяжести здоровью другого человека, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, неправомерное завладение автомобилем или транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Все вышеперечисленные преступления являются умышленными.
За большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста, кроме деяний, за которые она наступает с 18 лет.
Таким образом, особенности основания уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлены: во-первых, возрастом, во-вторых, спецификой восприятия и оценки ими окружающей действительности.
Особенностью уголовной ответственности несовершеннолетних является возможность ее реализации в разных формах: в форме освобождения от
уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия и в форме привлечения к уголовной ответственности, индивидуализация которой может выражаться в:
а) освобождении от наказания и применении принудительных мер воспитательного характера (ч. 1 ст. 92);
б)применении наказания в пределах, специально установленных
ст. 88 УК;
в)освобождении от наказания и помещении виновного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92).