Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________________________3

Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних_________4

Вопрос 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним__________________9

Вопрос 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности____18

Вопрос 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания___________________21

Заключение_________________________________________________________________24

Список источников и литература______________________________________________25

Введение

Актуальность темы.Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступнос­ти в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключа­ется в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствую­щих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения уго­ловного законодательства.

В этой связи применение уголовно-правовых норм, предус­мотренных гл. 14 УК «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», представляется достаточно актуальным в связи со значительной распространенностью пре­ступных проявлений со стороны лиц, которым ко времени со­вершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).

Необходимо учитывать, что нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния на почве озорства, не осознавая до конца последствий своих действий. Поэтому к привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство, шалость от преднамеренного преступления, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в с. 6 УК РФ.

Цель лекции.Формирование у студентов систематизированного, целостного и современного подхода к пониманию уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи лекции:

¾ Рассмотреть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

¾ Раскрыть сущность назначения наказания несовершеннолетним;

¾ Выявить условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________________________3

Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних_________4

Вопрос 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним__________________9

Вопрос 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности____18

Вопрос 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания___________________21

Заключение_________________________________________________________________24

Список источников и литература______________________________________________25

Введение

Актуальность темы.Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступнос­ти в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключа­ется в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствую­щих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения уго­ловного законодательства.

В этой связи применение уголовно-правовых норм, предус­мотренных гл. 14 УК «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», представляется достаточно актуальным в связи со значительной распространенностью пре­ступных проявлений со стороны лиц, которым ко времени со­вершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).

Необходимо учитывать, что нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния на почве озорства, не осознавая до конца последствий своих действий. Поэтому к привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство, шалость от преднамеренного преступления, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в с. 6 УК РФ.

Цель лекции.Формирование у студентов систематизированного, целостного и современного подхода к пониманию уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи лекции:

¾ Рассмотреть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

¾ Раскрыть сущность назначения наказания несовершеннолетним;

¾ Выявить условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

Вопрос 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

В УК с учетом возрастных, психических и социальных особенностей лиц, не достигших 18 лет, выделен раздел, посвященный уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 УК «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось че­тырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.

Раскрывая содержание понятия уголовной ответственности не­совершеннолетних, необходимо отметить, что наступает она по об­щим правилам, установленным в УК для всех лиц, совершивших преступления. Однако в ряде норм Уголовного кодекса содержатся положения, определяющие уголовную ответственность несовер­шеннолетних. В первую очередь это относится к ст. 18, 20, 61, 87— 96 УК РФ, в которых выделяются вопросы вменяемости и дости­жения лицом определенного возраста, с которого оно в состоянии оценивать происходящее и руководить своими поступками. Таким образом, законодатель связывает основание уголовной ответствен­ности несовершеннолетних с двумя составляющими: а) возрастом уголовной ответственности; б) понятием вменяемости.

С понятием возраста, с которого наступает уголовная ответствен­ность, связан вопрос об особенностях основания уголовной ответ­ственности несовершеннолетних. Учитывая постоянный рост и осо­бую жестокость детской преступности, государство относится к уго­ловной ответственности как к средству борьбы с ней.

Как отмечалось выше, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Возраст несовершеннолетнего, совершившего предусмотренное Уголовным кодексом общественно опасное действие или бездей­ствие, устанавливается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии с п. 5Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1лицо считается достигшим возраста, с которого насту­пает уголовная ответственность, не в день рождения, а с ноля часов следу­ющих суток.

При установлении возраста подсудимого судебно-медицинской экспер­тизой днем его рождения считается последний день того года, который на­зван экспертами, а при определении возраста минимальным и максималь­ным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами мини­мального возраста такого лица.

Следствие и суд обязаны устанавливать число, месяц и год рождения несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности. При квалификации преступления возраст определяется на момент совершения общественно опасного деяния, а не на момент наступления последствий (ст. 9 УК РФ). При отсут­ствии документальных данных о возрасте несовершеннолетнего он устанавливается судебно-медицинской экспертизой. В этом случае днем рождения привлекаемого к уголовной ответственности лица следует считать последний день того года, который назван экспер­тизой, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспер­тизой минимального возраста такого лица.

Необходимым условием привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является то, что лицо должно быть спо­собно понимать и

оценивать происходящее и руководить своими поступками. Так, лица в возрасте от 14 до 18 лет, которые не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч.3 ст. 20 УК РФ) вследствие отставания в психическом развитии, не исключающем вменяемости данного лица, не подлежат уголовной ответственности, т.е. приравниваются к малолетним. В свою оче­редь, лица, достигшие возраста 18—20 лет, могут быть приравнены к несовершеннолетним, и на них в этом случае распространяются положения гл. 14 УК РФ (ст. 87—95).

По мнению С. Шишкова: « если задержка в психическом развитии незначительна, то уголовный закон не признает ее обстоятельством, освобождающим от ответственности (подобные состояния могут учитываться в качестве одного из обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (п. 3 ст. 68 УПК). При более тяжелых по глубине поражения психики задержках психического развития уголовно - правовое значение последних обусловлено их характером. Болезненные нарушения (психические расстройства), в зависимости от тяжести, исключают вменяемость (ст. 21) или ограничивают ее (ст. 22). Неболезненные состояния предусмотрены ч. 3 ст. 20 УК, где они именуются "отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством" и влекут освобождение от ответственности, если лишают подростка способности "в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими".

Норма ч. 3 ст. 20 УК для отечественного уголовного права новая и потому заслуживает более подробного анализа. Это нововведение часто называют "возрастной невменяемостью", сущность которой в предельно кратком изложении сводится к следующему.

Принцип субъективного вменения требует, чтобы субъект преступления был способен осознавать свои общественно опасные поступки и мог ими руководить. Иначе деяние не считается преступным. У совершеннолетних эта способность отсутствует при болезненных состояниях, обусловливающих невменяемость. У несовершеннолетних кроме болезненных расстройств (и "обычной" невменяемости) сходные состояния наблюдаются в рамках неболезненных отклонений в психическом развитии. Следовательно, эти отклонения (отставание, задержка в развитии) тоже должны влечь за собой освобождение от ответственности».

Анализ действующего уголовного законодательства России и за­рубежных стран позволяет констатировать, что уголовная ответствен­ность за преступления, социальный смысл которых понятен несовер­шеннолетним, наступает с более раннего возраста. Законодатель ис­ходит из того, что несовершеннолетние, достигшие этого возраста, имеют очевидное представление об общественной опасности и уго­ловной наказуемости соответствующих преступных деяний. В части 2 ст. 20 УК РФ определен исчерпывающий перечень составов преступ­лений, за которые лица подлежат ответственности с 14 лет. В их числе умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда и вреда средней тяжести здоровью другого человека, похищение человека, из­насилование, насильственные действия сексуального характера, кра­жа, грабеж, разбой, неправомерное завладение автомобилем или транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтоже­ние или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте тер­роризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых ве­ществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркоти­ческих средств или психотропных веществ, а также приведение в не­годность транспортных средств или путей сообщения. Все вышепере­численные преступления являются умышленными.

За большинство преступлений уголовная ответственность насту­пает с 16-летнего возраста, кроме деяний, за которые она наступает с 18 лет.

Таким образом, особенности основания уголовной ответствен­ности несовершеннолетних обусловлены: во-первых, возрастом, во-вторых, спецификой восприятия и оценки ими окружающей дей­ствительности.

Особенностью уголовной ответственности несовершеннолетних являет­ся возможность ее реализации в разных формах: в форме освобождения от
уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия и в форме привлечения к уголовной ответственности, индивидуализация которой может выражаться в:

а) освобождении от наказания и применении принудительных мер воспитательного характера (ч. 1 ст. 92);

б)применении наказания в пределах, специально установленных
ст. 88 УК;

в)освобождении от наказания и помещении виновного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92).

Наши рекомендации