Задачи, функции и система уголовного права РФ.
Общей задачей уголовно-правового регулирования в настоящий период развития России следует признать всемерное замедление темпов роста преступности, стабилизацию ее уровня, удержание преступности в контролируемых государством рамках. Какие же это рамки – в последние годы это около 3 млн. зарегистрированных преступлений в год. Число осужденных лиц колеблется в пределах 1,5 - 2 млн. человек, по всем видам наказаний.
Конкретные (специфические) задачи, стоящие перед уголовным правом последовательно изложены в ст.2 УК.
Первой задачей законодатель провозглашает охрану от преступных посягательств таких объектов, как права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй.
Вторая задача уголовного законодательства состоит в обеспечении мира и безопасности человечества.
Третья задача,закрепленная Уголовным кодексом, заключается в предупреждении преступлений. Указанная задача включает в себя частную и общую превенцию, то есть предупреждение преступлений со стороны осужденных лиц (частная превенция) и предупреждение преступлений со стороны граждан, склонных к нарушениям уголовно-правовых запретов (общая превенция).
В тоже время, неотъемлемой задачей уголовного права является задача уголовной репрессии, т.е. применения принудительных мер государственного воздействия (в первую очередь наказания) к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние.
Задачи уголовного законодательства реализуются через функции уголовного права, то есть основные направления его воздействия на общественные отношения. Теория уголовного права выделяет регулятивную, охранительную и превентивную функции.
Регулятивная функция уголовного права проявляется в прямом указании правоохранительным органам их задач, принципов, направлений деятельности, средств и методов борьбы с преступностью, а также в воздействии на поведение законопослушных граждан, которым закон предоставляет право на причинение вреда в состоянии необходимой обороны и при наличии других обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Охранительная функция проявляется в защите наиболее значимых для государства общественных отношений, выступающих в уголовном праве в качестве объектов уголовно-правовой охраны (защищается жизнь, здоровье, имущество).
Превентивная (предупредительная) функция имеет две стороны: общее и специальное предупреждение преступлений. Общее предупреждений заключается в угрозе наказанием за совершение преступлений, адресована всем гражданам.
Специальное (частное) предупреждение заключается в привлечении к уголовной ответственности, наказании и применении иных мер уголовно-правового характера в отношении лиц, совершивших преступление.
Ряд авторов наряду с названными функциями выделяют и воспитательную функцию.
Система уголовного права.
Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей, неразрывно связанных между собой.
В Общей части - сформулированы понятия и задачи уголовного закона, его принципы, основания уголовной ответственности, понятия преступления и наказания.
Особенная часть - представляет собой исчерпывающий перечень конкретных составов преступлений.
Общую и Особенную части следует рассматривать как элементы единой системы уголовного права. Нормы Общей и Особенной частей могут применяться только в совокупности.
Принципы уголовного права
Задачи, стоящие перед уголовным правом решаются, а реализация его функций осуществляется на основе определенных исходных начал, то есть принципов уголовного права.
Под принципами уголовного права следует понимать исходные основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного законодательства,которые определяют содержание и направленность уголовного права в целом, либо находят отражение в отдельных его положениях и институтах.
В уголовном праве в зависимости от характера и содержания выделяют две основные группы принципов: общие правовые принципы (на которых основываются и иные отрасли права) и специальные (отраслевые) принципы уголовного права.
Непосредственно в законе закреплено 5-ть принципов.
Принцип законности сформулирован следующим образом: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Принцип законности генетически связан с положениями римского права «нет преступления без указания на то в законе» и «нет наказания без указания на то в законе».
Принцип равенства – это отражение конституционного положения закреплённого в ст. 19 –«Все равны перед законом и судом». Однако юристам следует помнить замечание У. Шекспира: «Оденьте преступление в золото, и крепкое копьё правосудия переломится, не поранив преступника, оденьте его в рубище – и его пронзит соломинка пигмея».
Принцип справедливости – а) наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, и б) никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Гуманизм уголовного права заключается, с одной стороны, в его направленности на обеспечение всемерной защиты личности. С другой стороны, принцип гуманизма проявляется в том, что при всей отрицательной оценке личности виновного, закон предписывает проявлять к нему уважение, внимательное отношение к его правам, а в определенных случаях - доверие и снисхождение.
Наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Специальные принципы уголовного права.
К специальным относится принцип вины, заключающийся в том, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те действия или бездействия (иначе говоря - деяния) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. (Вина - виновность – психическое отношение лица к своему противоправному поведению – осознание недопустимости своего поведения и связанных с ним результатов).
Правоприменительное значение принципа вины состоит в запрете объективного вменения,т.е. в невозможности наступления уголовной ответственности лица без обязательного установления именно его персональной вины в совершении деяния, вне зависимости от факта реального существования уголовно-значимого вреда.
Так, еще в советский период водном из решений Верховного Суда указывалось, что Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность без вины – не допускается. В литературе описан случай, когда два охотника, оба с одинаковыми гладкоствольными ружьями и зарядами к ним, одновременно произвели выстрел в сторону кустов, где они «услышали шум». Оба полагали, что стреляют в дикого зверя, однако одним зарядом был убит случайно оказавшийся там человек (геодезист геолого-разведочной партии), а второй попал в дерево. Экспертам не удалось определить, чьим именно выстрелом была неосторожно причинена смерть потерпевшему. Суд, несмотря на объективное причинение вреда кем-то из стрелявших, вынужден был оправдать обоих.
Наука уголовного права
Уголовное право как часть юридической науки представляет собой систему научных знаний о преступлении и наказании.
Предметом науки является уголовное законодательство России и зарубежных государств, практика его применения, а также история развития уголовного законодательства и уголовно-правовой науки.
Методы науки - формально-догматический, сравнительно-правовой, историко-правовой, диалектический, социологический и др.
Задачи науки - изучение и анализ уголовного законодательства, дача рекомендаций по его разработке и совершенствованию, а также изучение и обобщение судебно-следственной практики, внесение предложений по ее совершенствованию. Функции науки - познавательная и практическая.
Система науки совпадает с системой уголовного права как отрасли права и включает Общую и Особенную части.
В науке уголовного права выделяют следующие основные школы (направления):
- классическая (неоклассическая);
- антропологическая;
- социологическая.
Классическая школа возникла после Французской революции, в конце XIX - начале XX века. Наиболее яркими представителями этой школы были немецкие философы Кант и Гегель, немецкий криминалист Фейербах. В России эту школу представляли Н.С. Таганцев и Н.Д. Сергеевский. Всех их объединяло формально-юридическое понимание основных вопросов уголовного права. Они внесли неоценимый вклад в разработку многих уголовно-правовых проблем. Так, Гегель отстаивал требование об установлении уголовной ответственности лишь за конкретные поступки, а не за мысли и намерения. Фейербах различал объективное и субъективное основание уголовной ответственности, а также злой умысел и неосторожность как основные формы вины. Именно Фейербаху принадлежат известные всем принципы уголовного права: нет наказания без закона; нет наказания без преступления; нет преступления без законного наказания. Вместе с тем представители классической школы абсолютизировали волю законодателя и недооценивали значение конкретных исторических условий. Поэтому эта школа была беспомощна в объяснении причин роста преступности, имевшем место в конце XIX века во многих развитых государствах мира.
Именно в это время собственные «рецепты» борьбы с ростом преступности стал предлагать основоположник антропологической школы в уголовном праве, итальянский тюремный врач Ломброзо (хотя ранее подобные идеи развивались Лафатером и доктором Галлеем). По его мнению, преступность имеет биологический характер, поскольку преступником человек рождается. А коль это так, исправлять преступника нельзя. В арсенале средств борьбы против преступности у «антропологов» находятся исключительно меры безопасности: смертная казнь, тюремное заключение, кастрация, стерилизация и т.д. Идеи этой школы широко применялись, например, в фашистской Италии и нацистской Германии.
В начале XX века на смену антропологической школы в уголовном праве пришла социологическая школа. Наиболее известными ее представителями считаются немец Лист, бельгиец Принс и голландец Ван Гамель. В России эту школу поддерживал И.Я. Фойницкий.
В недрах социологической школы возникли теории «факторов преступности» и «опасного состояния личности». Согласно первой из них, выделять следует три группы факторов, влияющих на преступность:
1) социально-экономические факторы (безработица, нищета, проституция и т.д.);
2) физические или космические факторы (время года и суток, климат и погода и т.д.);
3) индивидуальные или биологические особенности преступника (пол, возраст, темперамент, психофизические особенности и т.д.).
Влияние большинства из перечисленных факторов на преступность не отрицается и сегодня. Однако наиболее острой критике подвергается другая теория социологов - "опасного состояния личности". Согласно этой теории, определенный контингент людей в силу своих физических и психических особенностей склонен к совершению преступления.
С середины прошлого столетия в рамках социологической школы возникла теория "новой социальной защиты", одним из основных авторов которой считается француз Марк Ансель. Им, в частности, были выдвинуты идеи ресоциализации и деюридизации, предполагающие соответственно приспособление преступника к условиям и порядкам, принятым в обществе, и отказ от ряда демократических принципов, общепризнанных в уголовном праве и процессе. Если первая из этих идей заслуживает поддержки, второй ведет к нарушению прав и свобод человека.
В настоящее время в "чистом" виде ни одна из названных школ не существует. Действующее уголовное законодательство пытается синтезировать в себе лучшие идеи "классического" и социологического направлений в уголовном праве с учетом их современных модификаций.
Наука также подразделяется на две неразрывные части - общую и особенную. Исторически раньше возникла особенная часть, появление общей части любой отрасли права, науки – показатель зрелости последней.
Общая часть науки базируется на трёх китах: учении об уголовном законе; учение о преступлении и учение о наказании.
Социальная роль науки проявляется в её функциях, в том числе познавательной (описание и объяснение), объяснительной, предсказательной (прогностической) и практической.
Тема 2. Уголовный закон.
Основные вопросы темы: