Преступления, совершаемые лицами, к которым применяются меры правового принуждения. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи: понятие, состав и виды
Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи - это предусмотренное ст. 313 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, посягающее на интересы правосудия и подрывающее авторитет следственно-судебных или уголовно-исполнительных органов.
Общественная опасность преступления заключается в противодействии виновным исполнению наказания или мерам процессуального принуждения и подрыве этим деятельности по осуществлению правосудия.
В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи занимает мизерную часть. Так, в числе всех осужденных в России лиц доля осужденных по ст. 313 УК составляла: в 1997г. —0,11%; в 1998г.-0,1%; в 1999— 2000 г. — 0,07% ежегодно; в 2001 г. — 0,06%; в 2002 г. — 0,07%; в 2003 г. — 0,05%; в 2004 г. — 0,07%.
Статья 313 УК состоит из трех частей, отражающих основной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести (ч. 1, 2) и тяжких (ч. 3).
Основные объекты преступного посягательства - интересы правосудия, авторитет органов уголовно-исполнительной системы и предварительного расследования. Факультативные объекты - установленный законом порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также здоровье потерпевшего.
Объективная сторона составов преступления выражается форме действия, заключающегося в побеге из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи лица, отбывающего наказание или находящегося в предварительном заключении.
Побегом признается самовольное оставление осужденным, подозреваемым или обвиняемым исправительного учреждения, места ареста, следственного изолятора, изолятора временного содержания, транспортного средства во время перевозки данного лица, а также оставление им конвоя во время производства следственного действия или осуществления правосудия. По характеру рассматриваемое преступление относится к категории длящихся, считается прекращенным в момент задержания виновного или его явки с повинной.
По законодательной конструкции основной (ч. 1 ст. 313 УК) и квалифицированный (ч. 2 ст. 313 УК) составы преступления являются формальными. Преступление окончено в момент оставления осужденным, подозреваемым или обвиняемым исправительной колонии, следственного изолятора, изолятора временного содержания (например, при преодолении внешнего ограждения инженерных сооружений, при отклонении от определенного маршрута, если осужденный расконвоирован); транспортного средства (во время перемещения); конвоя в месте проведения следственного действия, препровождения в зал судебного заседания (из зала судебного заседания) и т.д.
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 313 УК) — формально-материальный.
Состав преступления отсутствует, если побег совершен лицом, незаконно удерживаемым в месте лишения свободы, под арестом, под стражей.
Обязательным для квалификации деяния как преступления может стать способ его совершения:
а) групповой (ч. 2 ст. 313 УК);
б) применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия (ч. 3 ст. 313 УК);
в) применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 3 ст. 313 УК).
Субъект преступного посягательства - специальный, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту побега 16-летнего возраста:
а) осужденное - лицо, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда;
б) содержащееся под стражей - лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 108 УПК.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю, как правило, достаточно установить: виновный осознает, что совершает побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, и желает его совершить.
5. Преступления, совершаемые иными лицами, препятствующими осуществлению правосудия. Воспрепятствование осуществлению правосудия или производству предварительного расследования: понятие, состав и виды
Воспрепятствование осуществлению правосудия или производству предварительного расследования - это предусмотренное ст. 294 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, посягающее на установленную законом деятельность суда, прокурора, следователя или лица, производящего дознание.
Общественная опасность преступления заключается во вмешательстве в деятельность суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, подрыве установленной законом деятельности по осуществлению правосудия.
В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России Воспрепятствование осуществлению правосудия или производству предварительного расследования практически отсутствует. Так, в 1997—2004 гг. в России по ст. 294 УК осуждены лишь 58 человек.
Статья 294 УК состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные (ч. 1,2) и квалифицированный (ч. 3) составы преступления и выражающих умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1, 2) и средней (ч. 3) тяжести.
Основные объекты преступного посягательства - интересы правосудия, авторитет и установленная законом деятельность органов суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Дополнительный объект — интересы потерпевшего.
Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося во вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность суда (ч. 1 ст. 294), деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294 УК).
По законодательной конструкции составы преступления являются формальными. Преступление окончено в момент совершения хотя бы одного из действий по вмешательству в деятельность названных органа или лиц. При этом не имеет значения, повлияют или не повлияют данные действия на принятие решения судом, прокурором, следователем, лицом, производящим дознание.
Если вмешательство сопряжено с насилием, то преступление следует квалифицировать по совокупности ст. 294 УК и соответствующей статьи УК, предусматривающей ответственность за преступление против личности.
Если же вмешательство связано с подкупом (перешедшим рамки обещаний), то преступное деяние надлежит квалифицировать по совокупности ст. 294 и 291 УК ( дача взятки).
Способ совершения преступления имеет значение для квалификации деяния по ч. 3 ст. 294 УК, если вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, сопряжено с использованием виновным своего служебного положения (квалифицирующий признак).
Субъект преступного посягательства - как правило, общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. В квалифицированном составе преступления (ч. 3 ст. 294 УК) субъект наделен дополнительным (специальным) признаком - служебным положением, которое он использует при совершении данного преступления.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю достаточно установить: виновное лицо осознает, что оно противозаконно вмешивается в деятельность суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание (виновный выходит за установленные законом рамки, не ограничивается написанием жалоб, ходатайств, предоставлением доказательств по делу в указанные органы и указанным лицам), и желает поступить именно таким противозаконным образом.
Обязательным для квалификации деяния как преступления является цель его совершения - воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1,3 ст. 294 УК), а также всестороннему, полному и объективному расследованию по делу (ч. 2, 3 ст. 294 УК).
Мотивы содеянного для квалификации деяния как преступления значения не имеют, но могут быть учтены судом при назначении наказания. Как правило, движущими мотивами этого преступления являются корысть или иная личная заинтересованность.