Преступления, совершаемые должностными лицами «от правосудия». Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности: понятие, состав и виды
Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности - это предусмотренное ст. 299 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, посягающее на интересы правосудия, на конституционные права гражданина и свободу личности.
Общественная опасность преступления заключается в подрыве авторитета органов правосудия, в утрате народной веры в справедливую деятельность правоохранительных органов.
В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России доля привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности практически отсутствует. Так, в 1997—2004 гг. в России по ст. 299 УК осуждены всего 15 человек.
Статья 299 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений, соответственно, средней тяжести и тяжкие. Основные объекты преступного посягательства — интересы правосудия, установленная законом деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры по раскрытию и расследованию преступлений. Дополнительный объект — интересы привлекаемой к уголовной ответственности личности.
Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности, т.е. лица, невиновность которого отчетливо осознается лицом, производящим Дознание, следователем или прокурором, поскольку отсутствует совокупность относимых, достоверных, допустимых, достаточных фактических данных (доказательств), являющих собой основание для предъявления данному лицу обвинения в совершенном им преступлении. Тем не менее, правоприменитель выносит заведомо незаконное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявляет ему обвинение и разъясняет права и обязанности обвиняемого.
По законодательной конструкции составы преступления являются формальными. Преступление окончено в момент предъявления обвинения, а именно - подписания лицом постановления о привлечении его в качестве обвиняемого или - при отказе от подписания - записи в данном постановлении следователем, что обвиняемому текст постановления объявлен.
Если же следователь (или дознаватель) оформил указанное постановление (или акт), но по каким-либо причинам не предъявил его привлекаемому к ответственности лицу, то содеянное следует квалифицировать как покушение на привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности по ст. 299 УК со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК.
Какое же лицо следует считать заведомо невиновным. Несомненно, что речь идет о физическом лице:
а) которому предъявлено обвинение в деянии, не содержащем признаки преступления;
б) не причастном к совершению преступления, в котором его обвиняют;
в) совершившим менее тяжкое преступление, нежели то, в котором его обвиняют. Кроме того, данное лицо является невиновным и по внутреннему убеждению правоприменителя, который, тем не менее, привлекает его к уголовной ответственности за совершение соответствующего преступного деяния.
Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности может быть сопряжено с фальсификацией доказательств, т.е. с искусственным созданием доказательств виновности лица.
Это может быть выражено в:
а) уничтожении или изъятии из уголовного дела документов;
б) заведомо недостоверной записи в протоколе;
в) принуждении насилием к даче «нужных» показаний по делу;
г) приобщении к делу искусственно созданных доказательств вины.
В любом из перечисленных случаев преступное деяние надлежит квалифицировать по совокупности ст. 299 и 303 УК или ст. 299 и 302 УК.
Субъект преступного посягательства - специальный, т.е. лицо, производящее дознание, следователь, начальник следственного отдела, принявший дело к своему производству в порядке ч. 2 ст. 39 УПК, а также прокурор в порядке ч. 2 ст. 37 УПК.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю достаточно установить: прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, осознает, что привлекает к уголовной ответственности заведомо невиновного, и желает этого.
Мотив на квалификацию деяния как преступления не влияет. Таковым может быть месть, ненависть на межнациональной или межрелигиозной почве, корысть, иная личная заинтересованность (местничество, карьеризм, протекционизм) и т.д.
Квалифицирующие признаки закреплены в ч. 2 ст. 299 УК: обвинение лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
3. Преступления, совершаемые лицами, обязанными содействовать органам правосудия. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста, или неправильный перевод: понятие, состав и виды
Заведомо ложное показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод — это предусмотренное статьей 307 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, посягающее на интересы правосудия, права и законные интересы личности.
Общественная опасность преступления заключается в воспрепятствовании полному, объективному и всестороннему расследованию по делу, справедливому его разрешению судом и тем самым в подрыве основ правосудия.
В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод занимают мизерную часть. Так, в числе всех осужденных в России лиц доля осужденных по ст. 307 УК составляла: в 1997 г. — 0,08%; в 1998— 1999 гг. — 0,05% ежегодно; в 2000—2001 гг. — 0,03% ежегодно; в 2002—2003 гг. — 0,06% ежегодно; в 2004 г. — 0,11 %.
Статья 307 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений, соответственно, небольшой и средней тяжести. В присоединенном к статье примечании рассматривается возможность освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Основные объекты преступного посягательства - интересы правосудия, установленная законом деятельность и авторитет органов предварительного расследования, суда. Дополнительный объект - права и законные интересы лиц, вовлеченных в судопроизводство (истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего и др.)
Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в:
а) даче заведомо ложных показаний свидетелем или потерпевшим;
б) даче заведомо ложного заключения или показания экспертом (показания специалистом);
в) заведомо неправильном переводе текста переводчиком в суде или при производстве предварительного расследования.
Некомпетентность переводчика, приведшая к ошибкам в переводе текста, не свидетельствует о заведомости осуществления неправильного перевода и исключает применение в отношение этого лица ст. 307 УК.
Перечисленные специальные субъекты преступного посягательства являются не только физическими вменяемыми лицами, но и достигшими к моменту совершения преступления 16-летнего возраста (переводчик, эксперт, свидетель, потерпевший).
Для квалификации деяния как преступления по ст. 307 УК важное значение имеет время его совершения: период судебного разбирательства или предварительного расследования.
Преступление с формальным составом – оно окончено в момент дачи соответствующей действительности информации.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Правоприменителю достаточно установить:
а) свидетель, потерпевший, эксперт или специалист осознает то, что дает показания, заведомо не соответствующие действительности, и желает поступить именно таким образом;
б) эксперт осознает, что вынесенное им заключение, а переводчик, — что произведенный им перевод содержат не соответствующие действительности сведения или не содержат необходимых для верного разрешения дела сведений, и желают произвести, соответственно, данные заключение и перевод.
Квалифицирующие признаки закреплены в ч. 2 ст. 299 УК: обвинение лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.