Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта — это предусмотренные ст. 263— 271 гл. 27 УК умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или могущие причинить вред жизни, здоровью человека, чужой собственности.
Видовой объект преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, — общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта согласно гл. 27 УК включает две группы:
- преступления, совершаемые лицами, ответственными за безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию (ст. 263—266, 269—271 УК);
- преступления, совершаемые лицами, которым не вверены транспортные средства (ст. 267, 268 УК).
Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве общественных отношений в сфере эксплуатации источников повышенной опасности, условий защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства.
Основной объект преступных посягательств — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительные объекты — здоровье (ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 269 УК), жизнь (ч. 2, 3 ст. 263, ч. 2, 3 ст. 264, ч. 2, 3 ст. 266, ч. 2, 3 ст. 267, ч. 2, 3 ст. 268, ч. 2, 3 ст. 269 УК) человека, чужая собственность (ст. 267 УК). Здоровье человека (см. ч. 1 ст. 267 УК), чужая собственность могут быть и факультативными объектами.
Объективная сторона составов преступлений выражается в форме действия или бездействия. Активное преступное поведение может проявиться, например, в нарушении лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения — проезде под запрещающий дорожный знак (ст. 264 УК).
Пассивное преступное поведение может иметь место, например, при неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути (ст. 270 УК).
По законодательной конструкции составы преступлений, как правило, являются материальными. Преступления окончены в момент наступления соответствующих материальных общественно опасных последствий, в частности: а) причинения тяжкого вреда здоровью человека (первые части ст. 263, 264, 266—269 УК), а также крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК); б) наступления смерти человека (вторые части ст. 263,264,266—269 УК); в) наступления смерти двух или более лиц (третьи части ст. 263, 264, 266— 269 УК).
Составы преступлений, отраженные в ст. 270 и 271 УК, по конструкции являются формальными. Преступления окончены, соответственно, в момент отказа капитаном судна оказать помощь терпящим бедствие и в момент нарушения правил международных полетов.
Диспозиции большинства статей гл. 27 УК имеют бланкетный характер, поскольку для установления преступности деяния отсылают правоприменителя к подзаконным нормативным правовым актам, например таким, как правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Обязательным для квалификации деяния как преступления может являться средство его совершения, в частности, транспортное средство. Однако средство следует отличать от предмета преступного посягательства. Так, транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование являются предметами посягательств, предусмотренных ст. 266 и 267 УК. В ст. 267 УК таковыми к тому же являются и транспортные коммуникации.
Субъект преступных посягательств — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, как правило, нарушающее соответствующие правовые предписания. Исключение составляет ст. 267 УК, предусматривающая уголовную ответственность за совершение данного преступления с 14 лет.
Практически во всех преступных посягательствах субъект наделен дополнительным (специальным) признаком — обязанностью по роду своей деятельности выполнять возложенные на него правовые предписания. Например, он должен соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (ст. 263 УК), транспортных средств (ст. 268 УК), правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). В качестве специальных субъектов можно выделить и лиц, управляющих транспортными средствами (ст. 264 УК), а также ответственных за их техническое состояние (ст. 266 УК), капитанов судов (ст. 270 УК), членов экипажей воздушных судов (ст. 271 УК).
Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Так, преступления, предусмотренные ст. 270 и 271 УК, могут быть совершены только умышленно, а преступные деяния, отраженные в ст. 263, 264, 266—269 УК, — только по неосторожности.
Преступления, совершаемые лицами, ответственными за безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: понятие, состав и виды
Нарушение правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств — это предусмотренное ст. 264 УК неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на безопасность дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств и причиняющее вред жизни или здоровью человека.
Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественных отношений по использованию источников повышенной опасности, в причинении этим вреда жизни или здоровью человека, его собственности.
Статья 264 УК состоит из трех частей, отражающих основной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления и выражающих неосторожные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2, 3) тяжести. В присоединенном к статье примечании определяются другие не указанные в статье механические транспортные средства.
Основной объект преступного посягательства — безопасность дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств. Дополнительные объекты — здоровье человека (ч. 1 ст. 264 УК), его жизнь (ч. 2, 3 ст. 264 УК).
Объективная сторона составов преступления состоит в нарушении лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств. Нарушение правил может быть выражено в форме как действия, так и бездействия.
Активное преступное поведение может быть отражено в - управлении транспортным средством в состоянии опьянения, в превышении установленной скорости движения, проезде на запрещающий сигнал светофора. Пассивное преступное поведение может иметь место, например, при нарушении правил перевозки грузов, если водитель не обозначил опознавательным знаком «Крупногабаритный груз» погруженные в транспортное средство и выступающие за его габариты предметы спереди или сзади более чем на 1 м либо сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, что привело к дорожно-транспортному происшествию.
По законодательной конструкции составы преступления являются «материальными». Преступление окончено в момент причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК), наступления смерти одного человека (ч. 2 ст. 264 УК) либо смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 264 УК).
Обязательным для квалификации деяния как преступления является средство его совершения: автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство.
Если последствия, предусмотренные ст. 264 УК, наступили не из-за нарушения правил безопасности движения (эксплуатации) транспортного средства, а в силу нарушения правил производства определенных работ, техники безопасности или иных правил охраны труда, в том числе во время движения машины (при погрузке или выгрузке грузов, ремонте транспортного средства, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других нетранспортных работ), то виновные лица подлежат ответственности за нарушение этих правил, например, по ст. 143, 216, 219 УК, а при наличии к тому оснований — и за преступления против жизни, здоровья граждан, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Нарушение правил дорожного движения (эксплуатации) транспортных средств, повлекшее по неосторожности последствия, указанные в нескольких частях ст. 264 УК, должно квалифицироваться по той части статьи, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из наступивших последствие1.
Должностные или иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, не подлежат уголовной ответственности по ст. 264 УК, если они не обеспечили безопасность движения в местах проведения работ, не приняли меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, не выполнили другие аналогичные действия2, поскольку субъект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — специальный, т.е. лицо, не только достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, но и управляющее автомобилем, трамваем, другим механическим транспортным средством.
Нарушение правил безопасности движения (эксплуатации) транспорта до наступления материальных общественно опасных последствий, предусмотренных гл. 27 УК, как правило, влечет административную ответственность. Поэтому следует вести речь о смешанной вине, т.е. о вине в административном правонарушении, перешедшей в вину в преступлении (но не о двух формах уголовно-правовой вины). Именно в таком виде перед нами предстает субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ст. 264 УК. Например, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, является нарушением Правил дорожного движения (п. 2.7). Но это нарушение будет признаваться административным правонарушением в соответствий со ст. 12.8 КоАП до тех пор, пока в результате него не будет причинен по меньшей мере тяжкий вред здоровью потерпевшего. Если же в результате данного нарушения будет причинен вред здоровью потерпевшего, но легкий или средней тяжести, то и в этом случае содеянное не считается преступлением и квалифицируется как административное правонарушение.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности.
Субъект преступления специальный – лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным или водным транспортом, а также лицо, которое должно в силу занимаемой должности или выполняемой деятельности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и т.д.)