Вред здоровью человека: понятие и виды
Вред здоровью человека выражается:
а) в телесном повреждении, т.е. нарушении анатомической целостности органов, тканей или их физиологических функций;
б) в заболевании или патологическом состоянии, возникшем в результате воздействия различных факторов внешней среды (механических, физических, химических, биологических, психических) (см. п. 2 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утв. приказом Минздрава России от 10.12.1996 № 407 (приложение 2), ред. от 05.03.1997.
Тяжкий вред здоровью (ст. 111 УК) определяется по опасности для жизни в момент причинения вреда, а при отсутствии этого признака — по следующим последствиям:
1) потере зрения, речи, слуха;
2) потере какого-либо органа либо утрате органом его функций;
3) неизгладимому обезображиванию лица;
4) расстройству здоровья, соединенному со стойкой утратой обшей трудоспособности не менее чем на 1/3, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней;
5) полной утрате профессиональной трудоспособности;
6) прерыванию беременности;
7) психическому расстройству;
8) заболеванию наркоманией или токсикоманией (см. ч. 1 ст. 111УК, п. 12, 29 Правил).
Для установления тяжести вреда достаточно наличия одного из перечисленных признаков. При наличии нескольких признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей степени вреда здоровью (см. п. 12 Правил).
Опасным для жизни является причиненный вред здоровью, взывающий угрожающее жизни состояние, которое может кончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни (см. п. 13 Правил).
Опасным для жизни вредом здоровью могут быть и телесные повреждения, и заболевания, и патологические состояния. К опасным для жизни повреждениям, в частности, относятся:
1) проникающие ранения черепа, в том числе и без повреждения головного мозга; ушиб головного мозга тяжелой степени; ранения живота, проникающие в полость брюшины; термические ожоги III и IV степеней с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела; ожоги II и III степеней с площадью поражения соответственно более 20 и 30% поверхности тела, и т.д.;
2) повреждения, если они повлекли за собой угрожающее жизни состояние (см. п. 30, 32, 33 Правил).
Не опасный для жизни вред здоровью, являющийся тяжким по последствиям, выражается в следующем.
Потеря зрения — полная стойкая слепота на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до его остроты 0,04 и ниже (счет пальцев на расстоянии 2 м и до светоощущения). Потеря речи— утрата способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными окружающим, в том числе в результате потери голоса. Потеря слуха — полная глухота или такое необратимое состояние, когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3—5 см от ушной раковины (см. п. 36—38 Правил).
При определении тяжести вреда здоровью по признакам «потеря зрения» или «потеря слуха» не учитывается возможность их улучшения с помощью медико-технических средств (корригирующие очки, слуховые аппараты и т.п.) (см. п. 38 Правил).
2. Потеря какого-либо органа — утрата руки, ноги, т.е. отделение их от туловища; утрата наиболее важной в функциональном отношении части конечности (кисти, стопы), которую приравнивают к утрате руки или ноги, что также влечет стойкую утрату трудоспособности более чем на 1/3; утрата одного глазного яблока, одного яичка. Утрата органом его функций — паралич или иное состояние, исключающее детельность руки, ноги; потеря зрения на один глаз, слуха на одно ухо; повреждение половых органов, сопровождающееся потерей производительной способности, под которой понимают потерю способности к совокуплению либо к оплодотворению, зачатию, вынашиванию и деторождению (см. п. 36, 38—39.3 Правил).
3. Неизгладимое обезображивание лица — если для устранния видимых последствий повреждения требуется косметическая операция. Под изгладимостью повреждения понимается возможность исчезновения видимых последствий повреждения или значительное уменьшение их выраженности (т.е. выраженности рубцов, деформации, нарушения мимики и
пр.) с течением времени или под влиянием нехирургических
средств (п. 43 Правил).
4. Повреждения, заболевания, патологические состояния, повлекшие за собой стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на 1/3 (п. 41 Правил).
5. Полная утрата профессиональной трудоспособности — потеря способности к индивидуальной трудовой деятельности.
6. Прерывание беременности независимо от ее срока является тяжким вредом здоровью, если оно находится в прямой причинно-следственной связи с внешним воздействием, а не обусловлено индивидуальными особенностями организма или заболеваниями освидетельствуемой (п. 42 Правил).
7. Психическое расстройство, его диагностику и причинно-следственную связь с полученным воздействием осуществляет судебно-психиатрическая экспертиза, равно как и тяжесть психического заболевания (п. 40 Правил).
8. Заболевание наркоманией или токсикоманией.
Оценку тяжести вреда здоровью, повлекшего за собой психическое расстройство, наркоманию, токсикоманию, производит после проведения судебно-психиатрической, судебно-наркологической, судебно-токсикологической экспертиз судебно-медицинский эксперт с участием психиатра, нарколога, токсиколога (см. п. 40 Правил).
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК, характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Умышленное причинение вреда, оцениваемого как тяжкое по признаку опасности его для жизни, следует отграничивать от покушения на убийство именно по субъективной стороне. Покушение, как известно, совершается только с прямым умыслом: виновный, осознавая общественную опасность произведенного им выстрела, удара ножом, дачи яда и т.д., предвидит возможность или неизбежность наступления смерти потерпевшего и желает причинения этого вреда. В отличие от этого указанный вид тяжкого вреда предполагает косвенный умысел относительно факта смерти, ввиду того что она не наступила, содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 111.
Если же смерть от причиненного повреждения, опасного для жизни потерпевшего, реально наступила, при наличии косвенного умысла содеянное расценивается как убийство. При констатации желания смерти в момент причинения вреда, опасного для жизни, содеянное квалифицируется либо как убийство (если смерть наступила), либо как покушение на убийство (если реально лишения жизни не произошло). При неосторожном отношении к смерти потерпевшего при умышленном причинении вреда, опасного для жизни, наличествует преступление с двумя формами вины (ст. 27 УК).
Ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью дифференцирована посредством квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств, перечисленных в ч. 2-4 ст. 111. Содержание этих признаков по основным параметрам аналогично предусмотренным признакам в ч. 2 ст. 105 УК применительно к убийству.
Наибольшую общественную опасность и вместе с тем сложность в квалификации представляет предусмотренный в ч. 4 ст. 111 вид умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Внешне это преступление напоминает убийство; например удар ножом в жизненно важную часть тела, вызвавший наступление смерти. В одном случае такое деяние может быть расценено как убийство, в другом - как преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111.
Отграничение прежде всего должно проводиться по субъективной стороне. В деянии, описанном в ч. 4 ст. 111 УК, она слагается из двух предметов субъективного отношения (тяжкий вред здоровью, смерть) и соответственно двух форм вины. Относительно первого предмета имеется умысел (прямой или косвенный), т.е. виновный предвидит по крайней мере возможность наступления именно тяжкого вреда здоровью потерпевшего и желает либо сознательно допускает эти последствия (либо относится к ним безразлично). Если у виновного не было умысла на причинение именно тяжкого вреда здоровью, тем более если не было умысла на причинение вреда здоровью вообще, о вменении ч. 4 ст. 111 не может идти речи.
Примером ошибочной квалификации при отсутствии умысла на вред здоровью может служить следующее дело. Во время ссоры Я. ударил К. кулаком. Удар пришелся в шею. К. упал и скончался от травматического шока и рефлекторной остановки сердца. Я. был осужден за умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшего по неосторожности смерть К. Квалифицируя деяние как неосторожное лишение жизни, Верховный Суд РФ указал, что нет данных об умысле Я. на причинение здоровью К. тяжкого вреда, так как Я. намеревался нанести К. удар в лицо, но тот увернулся и удар пришелся в шею, в жизненно важную часть тела.
Касаясь критериев разграничения убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего по неосторожности, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.01.99 N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" подчеркнул, что, решая вопрос о содержании умысла виновного, необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного. В частности, надо учитывать способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию повреждений (например, ранения жизненно важных органов потерпевшего), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения.
Вред здоровью средней тяжести (ст. 112 УК) определяется последующим признакам:
1. отсутствие опасности для жизни;
2. отсутствие последствий, указанных в ст. 111 УК и изложенных в разд. 11 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью;
3. длительное расстройство здоровья — временная утрата трудоспособности продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня);
4. значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на 1/3 (стойкая утрата трудоспособности от 10 до 30% включительно).
Легкий вред здоровью (ст. 115 УК) определяется по таким признакам (см. п. 47—49 Правил):
1. кратковременность расстройства здоровья — временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше трех недель (не более 21 дня);
2. незначительная стойкая утрата общей трудоспособности, более 5%.
Субъективная сторона преступления выражается только в умысле (прямом или косвенном). Неосторожное причинение легкого вреда уголовно ненаказуемо. Если легкий вред причинен в состоянии физиологического аффекта, ответственность также наступает по ст. 115 УК. Назначая наказание, суд обязан учесть смягчающее обстоятельство, предусмотренное п. "з" ч. 1 ст. 61 УК. Вынужденное нанесение легкого вреда в состоянии необходимой обороны либо при задержании лица, совершившего преступление, уголовной ответственности по ст. 115 УК не влечет.