Тема 12. Понятие, характеристика и классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Родовой объект этих преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта – общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительными объектами являются жизнь и здоровье человека, собственность, имущественные интересы и экологическая безопасность.
Правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь определяются Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении», а порядок движения на дорогах и его безопасность – Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь.
Транспортная безопасность – это такие условия и правила движения и эксплуатации транспорта, которые исключают причинение вреда жизни и здоровью человека, имущественным интересам и экологии.
По непосредственным объектам рассматриваемые преступления делятся на:
– преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 311, 312, 314, 315, 316, 317, 321 УК)
– преступления, посягающие на состояние объектов, обеспечивающих нормальную работу и процесс движения транспортных средств (ст. 309, 310, 313, 318, 319, 320 УК).
Транспорт включает в себя:
– транспортные средства, на которых непосредственно осуществляется перемещение людей и грузов;
– транспортные коммуникации, включающие транспортные пути, системы и средства электроснабжения, сигнализации, связи и управления движением, различные сооружения и иные объекты, необходимые для обеспечения движения транспортных средств.
Каждый из видов транспорта регламентируется специальными нормативными актами. Это обуславливает бланкетный характер диспозиций статей, помещенный в главу 28 УК.
1) железнодорожный транспорт – это вид наземного рельсового транспорта, представляющий собой совокупность его коммуникаций и транспортных средств, обеспечивающих управление и эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта.
2) водный транспорт – совокупность коммуникаций и судов, обеспечивающих деятельность по морской или внутренней водной перевозке пассажиров, грузов и багажа.
3) воздушный транспорт – совокупность коммуникаций и воздушных судов, обеспечивающих перевозку пассажиров, грузов и багажа по воздуху.
4) магистральный трубопроводный транспорт – это магистральные трубопроводы, транспортирующие нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат.
5) автодорожный транспорт – автодорожные транспортные средства и автодорожные коммуникации.
Автодорожное транспортное средство – это механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина. Автодорожные коммуникации – дороги с искусственным или естественным покрытием и расположенные на них средства сигнализации и управления.
Большинство составов транспортных преступлений имеют материальную конструкцию. В качестве их последствий могут выступать физический вред (менее тяжкие и тяжкие телесные повреждения, смерть одного или нескольких лиц), крушения, аварии, особо крупный ущерб (в тысячу и более раз превышающий размер базовой величины), иные тяжкие последствия (дезорганизация деятельности транспортных и иных предприятий, учреждений и организаций, экологический вред и т.п.).
Некоторые положения, касающиеся квалификации транспортных преступлений изложены в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1 октября 2008 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317 – 318, 321 УК)».
Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
Объектом преступления является безопасность дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Объективная сторона предполагает альтернативные деяния:
– нарушение правил дорожного движения;
– нарушение правил эксплуатации транспортных средств.
Движение транспортного средства – это любое перемещение автомобиля с момента начала осуществления движения и до полной остановки, когда автомобиль используется в качестве транспортно средства. Место движения значения не имеет. Для данной статьи имеет значение движение автомобиля, осуществляемое с использованием двигателя, а также движение с заглушённым двигателем (накатом), перемещение в составе с механическим транспортным средством (на буксире). Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона, остановки, стоянки, маневрирования на дороге, ином невыполнении предписаний Правил дорожного движения.
Эксплуатация – это процесс использования транспортного средства в соответствии с его назначением. Этот процесс регламентируется не только правилами дорожного движения, но и иными актами. Нарушение правил эксплуатации может выражаться в допуске технически неисправных транспортных средств к участию в дорожном движении, несоблюдении правил перевозки пассажиров, грузов, иных нарушениях как Правил дорожного движения, так и требований технических нормативных правовых актов.
Необходимо разграничивать указанные нарушения, имея в виду, что водителем могут быть нарушены либо правила дорожного движения, либо правила эксплуатации транспортных средств, а равно правила дорожного движения наряду с правилами эксплуатации.
Указанные деяния должны состоять в причинно-следственной связи с последствиями, указанными в ч.1 ст. 317 УК – причинение менее тяжкого телесного повреждения.
Для установления причинно-следственной связи необходимо определить, наступили или нет последствия, если бы нарушенное правило было соблюдено. Если бы последствия наступили и в случае соблюдения нарушенного правила, то причинной связи между нарушением и последствиями нет.
Если невыполнение водителем требований правил дорожного движения носило вынужденный характер и было вызвано действиями других участников дорожного движения, следует исходить из конкретной обстановки произошедшего, сопоставляя характер и тяжесть предотвращенного и фактически причиненного вреда в соответствии с правилами крайней необходимости (ст. 36 УК).
Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в форме легкомыслия или небрежности. Независимо от характера допущенных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств преступление, предусмотренное ст. 317 УК (а также ст. 318 и 321 УК), признается совершенным по неосторожности, поскольку субъективная сторона этих деяний характеризуется неосторожным отношением виновного к наступлению общественно опасных последствий.
Субъект преступления специальный – лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста и управлявшее транспортным средством. При этом не имеют значения наличие у лица навыков вождения, водительского удостоверения на право управления транспортным средством, а также место, где были допущены нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Действия лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, допустивших нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в результате которых наступила смерть человека, при установлении неосторожной вины к последствиям, следует квалифицировать как причинение смерти по неосторожности.
Квалифицированный вид (ч. 2 ст. 317 УК): то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого телесного повреждения.
Особо квалифицированный состав: по ч. 3 ст. 317 УК подлежат квалификации действия виновного в случаях причинения смерти двум и более лицам вследствие одного и того же дорожно-транспортного происшествия.
Водитель, допустивший нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение телесных повреждений, и заведомо оставивший без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 317 и ч. 3 ст. 159 УК.
Если же водитель не был виновен в нарушении указанных правил, но жизнь и здоровье потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению, были поставлены под угрозу в результате дорожно-транспортного происшествия с его участием, то заведомое невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему, предписанной ему правилами дорожного движения, может влечь ответственность по ч. 2 ст. 159 УК.
Мотивы заведомого оставления без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии, как и осознание водителем того факта, что помощь могла быть оказана другими лицами, на квалификацию действий виновного не влияют.