Соотношение трудового права со смежными отраслями
Смежными отраслями следует считать те отрасли права, у которых с трудовым правом есть сходство не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Такими смежными отраслями национального права являются: гражданское, административное право и право социального обеспечения.
От смежных отраслей следует отличать отрасли, имеющие связь и «пограничные» области с трудовым правом (например, конституционное и гражданское процессуальное право).
Кроме того, часть норм трудового права (коллизионные нормы, регулирующие отношения, осложненные иностранным элементом) относятся к области международного частного права и так называемого международного трудового права, основную часть в котором составляют конвенции МОТ.
Трудовое право имеет общие глубокие исторические корни с гражданским правом. Некоторые авторы даже считают, что трудовое право выделилось из гражданског о, другие ученые (А.М. Лушников) резонно полагают, что формирование данной частно-публичной отрасли произошло на базе как частного (гражданского), так и публичного (административного, полицейского) права. Историческими предтечами трудового договора принято считать такую цивилистическую конструкцию, разработанную в римском частном праве, как location conductio operarum, и гражданско-правовой договор личного найма, оформившийся в дореволюционном гражданском праве [19, c. 173].
Для западного трудового права и законодательства исторически характерна более тесная связь с гражданским правом, нежели для советского трудового права, где превалировали публичные (административно-командные) методы управления не только экономикой, но и сферой труда. Вместе с тем эту связь и взаимовлияние двух отраслей права (гражданского и трудового) не следует преувеличивать. Использование некоторыми национальными системами (Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Франция) норм о договоре найма услуг, содержащихся в гражданских кодексах (уложениях), в целях трудоправового регулирования обусловлено скорее данью традициям, нежели большей эффективностью цивилистических конструкций по сравнению с трудоправовыми. На этот исторический факт часто ссылаются сторонники идеи «реинтеграции» трудового права в гражданское (М.И. Брагинский, В.В. Витрянский). При этом важно учитывать, что, например, в Германском гражданском уложении содержится незначительное число норм, применяемых к отношениям, основанным на трудовом договоре, тогда как подробное правовое регулирование индивидуальных и коллективных трудовых отношений осуществляется в Германии более чем восьмьюдесятью трудовыми законами, составляющими основу законодательства о труде. В Италии, Испании и Великобритании действуют консолидированные законы в области трудовых отношений, во Франции – Кодекс труда 2008 г., то есть в указанных странах в той или иной форме (консолидация, инкорпорация) была проведена систематизация трудового законодательства [10, c. 27].
Таким образом, даже для Запада характерна тенденция к обособлению трудового права и законодательства от отрасли гражданского права и общегражданского законодательства.
Обращаясь к истории развития трудового законодательства Беларуси и России ХХ в., можно выделить два основных периода, отличающихся тенденцией развития законодательства о труде в его соотношении и взаимодействии с гражданским законодательством.
Первый период – это практически весь советский период, начиная с первых КЗоТ 1918 и 1922 гг. и заканчивая концом 1980-х гг.
Этот период характеризуется все большим и большим обособлением трудового законодательства от гражданского, отказом от цивилистической терминологии и гражданско-правовых конструкций (термины «трудящийся» и «нанимающийся» заменяются категориями «рабочий и служащий», а затем – «работник»; «вознаграждение за труд» – понятием заработной платы). Конечно, и на протяжении данного длительного семидесятилетнего периода можно выделять определенные этапы с различным соотношением в трудовом законодательстве частно- и публично-правовых начал, причем вторые весь этот период превалировали над первыми.
Второй период – с конца 1980-х гг. и до настоящего времени – может быть охарактеризован тенденцией возрастания взаимодействия и взаимовлияния трудового и гражданского законодательства, смещения акцента в механизме трудоправового регулирования с публично-правовой в частно-правовую плоскость. Причем этот процесс имел и сохраняет сложный характер (имеет две стороны) [8, c. 36].
В заключение анализа взаимодействия трудового и гражданского права отметим возможность применения гражданского законодательства к трудовым отношениям на основании п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. Закона от 09.01.2017 г.) (далее - ГК).
Сохранение данной нормы, по-видимому, требуется, поскольку гражданское законодательство исторически более разработано и позволяет устранять выявляемые практикой пробелы в трудовом законодательстве.
Как ранее отмечалось, трудовое право имеет глубокие исторические связи не только с гражданским, но и с административным правом.
Действительно, в актах фабричного законодательства XIX в., предшествовавших появлению трудового законодательства, можно обнаружить много норм, регламентирующих отношения между фабрикантами (управляющими фабрик и заводов) и инспекторами труда, осуществлявшими контроль за условиями труда рабочих. Данные нормы носили во многом управленческий характер и на тот период (то есть до окончательного формирования отрасли трудового права) относились к отрасли административного (полицейского) права.
Характерно, что и в действующем законодательстве Республики Беларусь отношения, связанные с привлечением к ответственности нанимателя за нарушение трудового законодательства (за некоторыми исключениями), относятся предметно не к трудовому, а к административному либо уголовному праву, то есть к публичным отраслям права.
Если в предмет регулирования административного права входят прежде всего управленческие отношения, то есть общественные отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности, то в предмет трудового права – трудовые отношения и тесно связанные с ними иные общественные отношения. Причем только часть этих производных от трудовых отношений носит управленческий характер (наряду с социально-партнерскими, процессуальными и другими отношениями). Исторически административное право повлияло на формирование предмета и метода трудового права. Так, в предмет трудового права вошли так называемые организационно-управленческие отношения в сфере труда, которые названы отношениями по организации труда и управлению трудом. Данные отношения связаны с реализацией нанимателем нормативной и распорядительной власти в отношении наемных работников, взаимодействием руководства организации с трудовым коллективом и т.д. Неслучайно в советском трудовом законодательстве для обозначения уполномоченных должностных лиц нанимателя широко использовался термин «администрация предприятий, учреждений и организаций» [8, c. 42].
Методы трудового и административного права также отличаются. Большинство теоретиков права и ученых-административистов характеризуют метод административного права как метод власти и подчинения (императивный метод). Ученые-трудовики, в свою очередь, обосновывают наличие у трудового права своего специфического метода или механизма правового регулирования, в котором одним из компонентов (составляющих) используется императивный метод наряду с диспозитивным методом (автономии участников отношений) и другими приемами (сочетания централизованного и децентрализованного регулирования, единства и дифференциации, коллективно-договорного, локального и индивидуального регулирования трудовых и связанных с ними отношений).
Трудовое право отличается от административного права и по таким своим специфическим отраслевым атрибутам, как принципы и источники права. Действительно, такие руководящие правовые идеи, как свобода труда, свобода трудового договора, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, принципы социального партнерства, характерны для трудового права и не имеют отношения к административному праву. Кроме того, нормы трудового права содержатся в таких специфических источниках, как коллективные договоры, локальные нормативные правовые акты, которые не характерны для административного права. Наконец, законодательство о труде и об административных правонарушениях кодифицировано путем принятия отдельных кодексов (Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г.) (далее - ТК)) и Кодекс об административных правонарушениях), которые выступают базовыми законами соответствующих самостоятельных отраслей права [10, c. 34].
Не утрачены связи между трудовым правом и административным правом и в настоящее время. Во-первых, многие акты законодательства о труде содержат в себе и нормы административного права.
Во-вторых, значительную степень сближения нормы трудового и административного права получили в законодательстве о государственной службе. На отношения, связанные с государственной службой и не урегулированные специальным законодательством, определяющим правовой статус государственных служащих, распространяются нормы трудового законодательства. Вместе с тем до настоящего времени остается дискуссионным в юридической науке вопрос об отнесении отношений, связанных с прохождением государственной службы, к сфере действия трудового права или административного права. Причем вполне закономерно, ученые-трудовики высказываются за принадлежность этих отношений к предмету трудового права, а юристы, специализирующиеся в отрасли административного права – к административному.
Связь трудового права и права социального обеспечения имеет общие исторические корни. Законодательство о страховании на случай болезни работников и от несчастных случаев на производстве начало формироваться в Германии во второй половине XIX в., а в Англии, Франции и Российской империи, а вместе с последней и в белорусских губерниях — в начале ХХ в.270 Таким образом, формирование фабричного законодательства практически совпало с принятием первых законов о страховании на случай болезни и от несчастных случаев. Более того, вторая группа законов по существу также относилась к фабричному законодательству, что во много предопределило первоначальное отнесение законодательства о социальном страховании к трудовому законодательству и рассмотрение права социального обеспечения в качестве части отрасли трудового права. Эта историческая связь данных отраслей права и законодательства сохраняется и до настоящего времени, о чем свидетельствует включение в предмет регулирования Трудового кодекса отношений, связанных с государственным социальным страхованием (п. 7 ч. 1 ст. 4 ТК) [19, c. 181].
Выделение права социального обеспечения в самостоятельную отрасль права с особым предметом, методом и принципами было обосновано в науке только в 60–70-х гг. ХХ в.
Отличие между трудовым правом и правом социального обеспечения следует проводить по предмету и методу правового регулирования, а также принципам и источникам.
Во-первых, если предмет трудового права составляют, как ранее отмечалось, трудовые и связанные с ними отношения, то предмет права социального обеспечения, как отмечают белорусские специалисты в данной отрасли – общественные отношения по поводу предоставления определенных благ в виде пенсий, пособий иного материального обеспечения гражданам, когда они по тем или иным причинам они временно или постоянно утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. И хотя социально-обеспечительные правоотношения главным образом вытекают из трудовых отношений, вместе с тем, они могут возникать и вне зависимости от наличия трудовых отношений (пенсия по инвалидности лицам, не имеющим стажа, пенсии по случаю потер кормильца, пособия в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.п.).
Во-вторых, методы трудового права и права социального обеспечения имеют сходства, поскольку в обоих методах используется определенный набор средств и приемов, выраженных в формах дозволений, запретов и предписаний, в которых могут превалировать как императивные, так и диспозитивные начала в зависимости от вида конкретного правоотношения. Вместе с тем полагаем, что в отличие от трудового права, в праве социального обеспечения превалируют императивные начала и централизованное регулирование общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли.
В-третьих, основные начала отраслей трудового права и права социального обеспечения хотя и имеют тесную связь с общеправовыми принципами равенства, справедливости и гуманизма, тем н менее, имеют несколько иное наполнение названных идей, что проявляется в перечне отраслевых принципов (для права социального обеспечения характерен принцип социальной справедливости, выражающийся, например, в соразмерности размера пенсионного обеспечения с величиной страхового стажа, тогда как в трудовом праве данный принцип наиболее ярко проявляется в норме о справедливой доле вознаграждения за экономические результаты труда). Кроме того, в сравниваемых отраслях имеются и собственные специфические правовые принципы, не характерные для других отраслей права (например, принципы социального партнерства, свободы трудового договора не характерны для права социального обеспечения) [19, c. 183].
В-четвертых, законодательство о труде и законодательство о социальном обеспечении к настоящему моменту достаточно обособились друг от друга. В ТК практически нет норм, регулирующих отношения в области государственного социального страхования.
Хотя тезис о существовании права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права устоялся в науке, до настоящего времени законодательство о социальном обеспечении не было кодифицировано ни в Беларуси, ни в России, хотя такие предложения и высказываются учеными, специализирующимися в области права социального обеспечения.
Следует особо отметить, что в законодательстве Республики Беларусь термин «социальное право» в качестве обобщающей категории, по отношению к отраслям права, имеющим социальную направленность (трудовому, жилищному, семейному, праву социального обеспечения), не используется.
Смежными для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы стажа (в трудовом праве имеется дополнительных отпуск за продолжительный стаж работы у нанимателя, в праве социального обеспечения страховой стаж выступает важнейшим юридическим фактом для назначения пенсий), а также ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.