Государство и право в условиях кризиса социализма 515

органы. При этом руководящая роль партии должна сохра­няться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтерна­тивные выборы и тайное голосование при выборах, ответст­венных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был при­нят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановле­на (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Вер­ховный Совет, избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народных депутатов избиралась в из­бирательных округах по стране, часть — партией, профсоюза­ми и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секре­тарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (по­скольку он избирался не народом, а опосредованно парламен­том).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила админи­стративно-командный метод руководства, подчеркнув необ­ходимость создания правовой базы для проведения экономи­ческих реформ и защиты прав граждан.

В 1988—1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалова­ние неправомерных решений администрации; о государст­венной безопасности; о прессе и средствах массовой инфор­мации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др. Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приори­тет права и принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предпола­галось осуществлять в рамках общего реформационного про­цесса.

Политическая либерализация привела к росту числа не-

17*

XI.

формальных группировок, с 1988 г. включившихся в полити­ческую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либе­ральные, демократические и т. п.). Возникали разного рода собрания трудовых коллективов. Советы предприятий, ста­чечные комитеты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы народные фронты, весной 1988 г. формируется Демократический союз» в который вошли троцкисты, еврокоммунисты, социал-демо­краты, либеральные группировки. Осенью 1989 г. многие за­бастовочные комитеты шахтеров преобразуются в регио­нальные союзы и летом 1990 г. объединяются в Конфедера­цию труда. В Верховном Совете сложилась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внут­ри КПСС сложилась оппозиционная демократическая плат­форма, члены которой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократичес­кая и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся политические блоки размежевались на два крыла: либераль­но-западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократи­ческая Россия») и национально-патриотическое. В центре оказались Социал-демократическая партия, «технократичес­кие» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы проте­кали на фоне «бархатной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Германии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. «Социалис­тический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики), к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. россий­ское правительство пыталось провести некоторые радикаль­ные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватиза­ция государственной собственности), но не смогло этого вы-


Наши рекомендации