Вэсударство и право я период государственно-партийного социализма 495

дарствам (районы Западной Белоруссии были присоединены к Восточной Пруссии, Западная Украина — к Польскому гене­рал-губернаторству, районы между Днепром и Бугом — к Ру­мынии); гражданскую администрацию (образована Остланд, включавшая прибалтийские государства, Белоруссию и Ук­раину); военную администрацию (на территориях России, Крыма и Кавказа). В районах гражданской администрации на низших уровнях (уезд, деревня) сохранялись довоенные структуры управления; в районах военной администрации все посты занимали представители оккупационных властей.

В феврале 1942 г. германская администрация опубликова­ла аграрный закон, который преобразовывал колхозы в ком­муны общинного типа. В ряде районов деколлективизация вовсе не проводилась (Украина), в других была восстановле­на частная собственность на землю (Белоруссия, Кавказ). На оккупированных территориях России увеличивались разме­ры индивидуальных наделов, но колхозы сохранялись. Одна­ко основу оккупационной экономической политики составля­ли реквизиции и массовое перемещение трудоспособного на­селения в Германию. Национальная политика допускала су­ществование в некоторых регионах (Прибалтике) коллабора­ционистских правительств, но не допускала их политической автономии. На Северном Кавказе германская администрация признала права и автономию (политическую, экономичес­кую, религиозную) местных комитетов нескольких горных мусульманских народов (карачаевцев, кабардинцев, балкар-цев). В 1942 г. в Симферополе был образован Центральный мусульманский комитет крымских татар, не получивший, од­нако, политической автономии. Неудачной оказалась поли­тика германизации на Украине. Оккупанты повсюду наталки­вались на сопротивление националистических идеологий и подпольных движений, руководимых коммунистами. К осени 1942т. партизанское движение перебрасывается из России в районы Белоруссии и Украины. Сопротивление населения оккупантам усиливалось также в связи с рядом идеологичес­ких трансформаций: власти в Москве сделали некоторые ус­тупки национальным и религиозно-православным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество, тогда же в Ташкен­те формируется центральное управление мусульман и водво­ряется муфтий). В мае 1943 г. был распущен Коминтерн, «Ин­тернационал» перестал быть Государственным гимном СССР.

496 X.

Национализм и патриотизм были противопоставлены космо­политизму и интернационализму.

В ходе войны укреплялся блок государств «антигитлеров­ской коалиции», в который входил СССР. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великобритании и СССР и создана Консультатив­ная комиссия для определения условий капитуляции против­ника. В ноябре 1943 г. состоялась конфедерация глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. в Ялте. На этих встре­чах обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские тер­ритории).

РАЗВИТИЕ ПРАВА В КОНЦЕ 40-50-Х ГГ.

в послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Мини­стров СССР принял постановление «О заключении хозяйст­венных договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных поло­жений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денеж­ными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомст­вом другому зданий и сооружений). Эти изменения в право­вом режиме государственного имущества совпали с переда­чей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от государствен­ных МТС колхозам.


Наши рекомендации