Государство и право в период государственно-партийного социализма 493

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали использоваться принцип ана­логии и возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за само­вольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воин­ского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (ян­варь 1942 г.) и пр. Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в админи­стративном порядке. Наряду с усилением наказаний за наибо­лее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беремен­ным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот указ (как ноябрь­ский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялись судебный порядок ус­тановления отцовства и взыскание алиментов в случае отсут­ствия регистрации брака. Сохранялся судебный порядок уста­новления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми пра­вами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавли­вался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции.

В марте 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вносятся изменения в порядок наследования по закону. Круг наследников расширяется — в порядок очередности после наследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспо­собные иждивенцы) вводятся наследники второй (трудоспо­собные родители) и третьей (братья, сестры) групп. В случа­ях наследования по завещанию определенная доля гаранти­ровалась несовершеннолетним детям и нетрудоспособным иждивенцам.

В сфере гражданского права военная ситуация также при­вела к ряду нововведений. В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров. Сужалась сфера договорных отноше­ний и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов.

494 X.

Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воз­действие административных актов на возникновение обяза­тельств. Плановые предпосылки конкретизировались в дого­ворных отношениях. Особую роль стало играть право владе­ния: расширилась практика присвоения предприятиями без-хозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто заменялась простой передачей иму-ществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределитель­ные (относительно ресурсов, оборудования, сырья и пр.) права наркоматов расширялись, так же как и «внутренний хозрасчет» предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяй­ства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предусматривались меры, направленные на развитие земле­делия, жилищного строительства, скотоводства, на установ­ление налоговых льгот организациям и лицам.

Вместе с тем главным направлением в политике правово­го регулирования экономики была мобилизация всех возмож­ных ресурсов. В феврале 1942 г. был принят указ «О мобили­зации всего трудоспособного населения для работы в произ­водстве и строительстве», трудовая повинность была введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного производ­ства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхоз­ников (как взрослых, так и подростков). Тогда же принимает­ся другое постановление о мобилизации горожан на сельско­хозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству колхозами в годы войны был дополнен: создавались специ­альные фонды (для поставок Красной Армии и т. п.). Закон, с одной стороны, стимулировал более интенсивное использо­вание земель (в частности, пустующих) колхозами, а с дру­гой — проводил политику огосударствления колхозов.

В ряде западных районов страны в 1941—1943 гг. существо­вал оккупационный режим. Немецкие военные власти прак­тиковали три формы административной организации на за­хваченных территориях СССР: присоединение к другим госу-


Наши рекомендации