Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредото­чивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формаль-

й>сударство и право • вериод государственно-партийного социализма 489

ном смысле — всякий акт, принятый представительным орга­ном, в материальном смысле — это акт, который не обязатель­но исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формаль­ный и материальный аспекты советского закона всегда совпа­дают. На практике Верховный Совет делегирует свои функ­ции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также при­нимает постановления и решения на основании и во испол­нение действующих законов. Процесс делегирования законо­дательной власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолиди­рованы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше постановлений прави­тельства стало приниматься совместно с руководящим пар­тийным органом (ЦК ВКП(б)). Партийные решения приоб­ретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэто­му акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся па марксистско-ленинскую идеоло­гию, исходила из нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и социологическая тео­рии права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: со­хранялись принципы целесообразности, аналогии и объек­тивного вменения. На практике имели место многочислен­ные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не сво­бодного или буквального толкования (как в западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри уз­кого круга партийных и государственных чиновников (но­менклатуры) сопровождались сужением гражданских прав




490 X.

для основной массы населения. В сферах трудового, колхоз­ного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало ад­министративный контроль над населением. Сельские жите­ли, часто не получавшие паспортов, были фактически привя­заны к месту проживания и ограничены в праве передвигать­ся по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направ-ленных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны обще­ственных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничиваю­щее процесс нарастания приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об из­менении в политике заготовок и закупок сельскохозяйствен­ных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена систе­ма сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное об­ложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанав­ливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений. Одновременно с этими ме­роприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Госу­дарство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференциро­ванные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии ^учреждении). Одновремен­но правительство вводило на производстве трудовые книж­ки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощ­рения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повыше­на обязательная мера труда: вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели — шести­дневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запре-


Наши рекомендации