Государство и право в период государственно-партийного социализма 485

ности о разграничении сфер влияния между СССР и Герма­нией. Операции строились по единому плану: вначале совет­ские войска оккупировали территории, устанавливая тем самым свой порядок и распустив враждебные политические организации; затем плебисциты и «народные собрания» вы­носили решения о присоединении к СССР, о конфискации помещичьих земель и национализации промышленности. Выборы в законодательные органы организовывали «союзы трудового народа». После вхождения в состав СССР все пра­воотношения в новых республиках ставились на основу со­ветского законодательства, на них распространялось совет­ское гражданство, реконструировалась система центральных органов власти и, наконец, принимались конституции, в ко­торых по сравнению с Конституцией СССР были некоторые нюансы (например, допускалась частная собственность на предприятия).

В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР, мотивируя это решение обращением к нему народных собраний обеих территорий.

В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Ка­рельской автономной республике, а последняя преобразова­на в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. в качестве автономной республики вошедшую в состав РСФСР). В августе 1940 г. Вер­ховный Совет СССР принял решение о включении террито­рий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украин­ской СССР (Северная Буковина и несколько уездов Бессара­бии) и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессара­бии). На вновь присоединенных территориях распространя­лось советское законодательство, проводились национализа­ция и земельная реформа. В феврале 1941 г. Молдавия приня­ла свою республиканскую конституцию.

Прибалтийские республики до момента вхождения в со­став СССР прошли период «коалиционных правительств», пришедших на смену националистическим республиканским правительствам. Выборы в сеймы Литвы и Латвии и Государ­ственный Совет Эстонии дали большинство «левым» канди­датам в июле 1940 г. Эти представительные органы провозгла­сили установление советской власти в Прибалтике, провели

486 X.

национализацию земли, промышленности и банков и обрати­лись к СССР с предложением о принятии трех республик в состав Советского Союза. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об их включении в федерацию в качестве союзных республик. В ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР вводит в действие на территориях трех прибалтийских республик законодательство СССР: уго­ловное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. С ноября все граждане этих республик получают союзное гражданство. В августе 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная дума Эстонии приняли свои республиканские конституции. Сами парламенты были преобразованы в Верховные Советы, кабинеты министров — в совнаркомы, а президенты респуб­лик — в Президиумы Верховных Советов. Преобразовались также органы местного самоуправления и судебная система.

В годы войны центральные органы республик, на терри­тории которых проходили боевые действия (или которые были оккупированы противником), эвакуировались в без­опасные районы: Саратов. Уфу, Куйбышев и др. Центральные республиканские органы в первые дни войны стали вводить на своей территории (во исполнение Указа Президиума Вер­ховного Совета СССР) военное положение.

За период войны изменилось административно-террито­риальное устройство СССР: были созданы новые области, разукрупнены некоторые области и края, в октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува.

К концу войны некоторые советские республики (Украи­на и Белоруссия) для облегчения их политических и военных акций получают право на непосредственное сношение с ино­странными государствами и заключение с ними межправи­тельственных соглашений (в связи с чем создавались респуб­ликанские наркоматы иностранных дел), а также на создание собственных республиканских (национальных) военных формирований (февраль 1944 г.). По окончании войны две союзные республики (Украина и Белоруссия) стали первона­чальными членами ООН.

В ряде районов, освобожденных от немецкой оккупации, против советских властей начали вооруженную борьбу разно­го рода националистические организации. На территории Западной Украины организация украинских националистов,




Босударство и право в период государственно-партийного социализма 197

пытавшаяся при немцах создать независимые украинские правительства во Львове и Киеве, в июле 1944 г. создала Выс­ший Совет освобождения Украины и Украинскую повстан­ческую армию. Армия действовала в приграничных с Поль­шей и Чехословакией районах вплоть до 1950 г. Движение поддерживалось униатской церковью. В прибалтийских реги­онах вплоть до 1948 г. действовали антисоветские партизан­ские формирования. Их сопротивление было подавлено (как и в Западной Украине) после проведения сплошной коллек­тивизации хозяйств и ряда жестких вооруженных акций.

В июне 1946 г. был издан Указ Верховного Совета СССР о высылке «за коллективное предательство» ряда народностей:

чеченцев, ингушей и крымских татар — за пределы населяе­мых ими территорий. Была ликвидирована Чечено-Ингуш­ская автономная республика, а Крымская автономная респуб­лика преобразована в Крымскую область. На практике пере­селение проводилось еще в период войны: в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944 г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крым­ские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, бал-карцы.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Наши рекомендации