Государство и право в период государственно-партийного социализма 4Я

В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948 г. было издано Положение о дисциплинарной ответственности судей, по которому взыс­кание на них стали налагаться коллегиями по дисциплинар­ным делам при областных (краевых) судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управле­ний юстиции, как было ранее.

В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурор­ском надзоре в СССР, в котором подчеркивался принцип еди­нообразия законности и иерархической подчиненности ор­ганов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкре­тизировались основные задачи и функции прокуратуры:

общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законнос­тью судебных решений, за местами лишения свободы.

В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым было предоставлено право пересмот­ра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же были упразднены управления юстиции при област­ных (краевых) Советах и часть их функций передана соответ­ствующим судам: проводить ревизии судов, осуществлять ру­ководство государственными нотариальными конторами. Усиление судебной власти сопровождалось ликвидацией не­которых ее звеньев; так, в феврале 1957 г. были упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям.

В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов (Верховный суд СССР мог ис­требовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики и лишь в случае нару­шения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик). Последней судебной инстан­цией становились фактически суды союзных республик, и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Вер­ховный суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы

16-607

482 X.

законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы упразднили участковую сис­тему народных судов, заменив ее единым районным или го­родским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и прези­диумов Верховных судов союзных республик, была деклари­рована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами.

Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о рас­ширении прав союзных республик и т. д.) нашли свое отраже­ние в Конституции СССР и Конституции РСФСР.

Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилита­ции нашли отражение в решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный до­клад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа лич­ности». Последствия новой трактовки государственно-право­вой истории СССР выразились в антисталинских и антисо­ветских выступлениях (осень 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Ре­шения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективного руковод­ства» страной.

На июньском пленуме ЦК КПСС 1956 г. было принято постановление «О преодолении культа личности и его пос­ледствий», более радикальное, чем «секретный доклад» Хру­щева. Однако события в Венгрии и Польше вызвали консер­вативную реакцию в руководстве СССР.

В декабре 1956 г. создается новый планирующий орган — Государственная комиссия по экономике, координирующая разработку ближайших планов, за Госпланом оставалось дол­госрочное планирование. Проектировалась ликвидация про­мышленных министерств, сокращение и децентрализация многочисленных центральных ведомств.

В мае 1957 г. ликвидируется ряд промышленных минис­терств и вместо них начинается создание территориальных совнархозов. Хрущев начинает экономическую политику де­централизации, которая вызвала сопротивление консерва­тивной оппозиции. В июне 1957 г. на Президиуме ЦК был


Наши рекомендации