Государство и право в период государственно-партийного социализма 4Я
В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948 г. было издано Положение о дисциплинарной ответственности судей, по которому взыскание на них стали налагаться коллегиями по дисциплинарным делам при областных (краевых) судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управлений юстиции, как было ранее.
В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре в СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры:
общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законностью судебных решений, за местами лишения свободы.
В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым было предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же были упразднены управления юстиции при областных (краевых) Советах и часть их функций передана соответствующим судам: проводить ревизии судов, осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Усиление судебной власти сопровождалось ликвидацией некоторых ее звеньев; так, в феврале 1957 г. были упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям.
В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов (Верховный суд СССР мог истребовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики и лишь в случае нарушения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик). Последней судебной инстанцией становились фактически суды союзных республик, и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.
В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы
16-607
482 X.
законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами.
Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о расширении прав союзных республик и т. д.) нашли свое отражение в Конституции СССР и Конституции РСФСР.
Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности». Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осень 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективного руководства» страной.
На июньском пленуме ЦК КПСС 1956 г. было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствий», более радикальное, чем «секретный доклад» Хрущева. Однако события в Венгрии и Польше вызвали консервативную реакцию в руководстве СССР.
В декабре 1956 г. создается новый планирующий орган — Государственная комиссия по экономике, координирующая разработку ближайших планов, за Госпланом оставалось долгосрочное планирование. Проектировалась ликвидация промышленных министерств, сокращение и децентрализация многочисленных центральных ведомств.
В мае 1957 г. ликвидируется ряд промышленных министерств и вместо них начинается создание территориальных совнархозов. Хрущев начинает экономическую политику децентрализации, которая вызвала сопротивление консервативной оппозиции. В июне 1957 г. на Президиуме ЦК был