Ксударство и право в переход от капитализма к социализму

торгу устанавливать предельные цены для оптовой и рознич­ной торговли всех секторов (государственный, кооператив­ный, частный). В перечень были включены наиболее потреб­ляемые товары.

Важным рычагом в регулировании производства и оборо­та стала налоговая политика государства. В 1917—1918 гг. на­логовое обложение распространялось на сохранившиеся в частном владении объекты. Процессы экспроприации част­ного капитала привели к сокращению числа различных нало­гов. Однако в период «военного коммунизма» при широком обобществлении частных имуществ наметилась тенденция к отмиранию и этих оставшихся налогов. В феврале 1921 г. был подготовлен проект о полной отмене налогов. Проект декре­та остался нерассмотренным в комиссии ВЦИК, но сбор на­логов был приостановлен.

На первом этапе нэпа система налогообложения характе­ризовалась множественностью различных сборов. Закон до­бивался упорядоченности налогообложения, сводя различ­ные сборы в единый натуральный налог, отменяя чрезвычай­ные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом переносился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогообла-гаемых хозяйств (неразвитостью частного капитала, мелко­товарным характером кустарных производств и т. п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промыс­ловом налоге. Классификация хозяйств, которая давалась в положении, отразила тот факт, что в поле зрения налоговых органов находились наиболее простые формы торгово-про­мышленной деятельности. В феврале 1922 г. принимается новое Положение, в котором законодатель увеличивал число разрядов облагаемых предприятий и их предельный размер (по числу занятых на них рабочих). Перевод госпредприятий на хозрасчет стал основанием для их включения в число обла­гаемых объектов. В марте 1922 г. были введены новые прави­ла взимания промыслового налога, предусматривавшие многократное обложение (поочередно облагались разные сгадии производства, трест, затем синдикат, в который вхо­дил трест). Этот порядок устранялся в третьем Положении о промысловом налоге (январь 1923 г.) только в отношении госпредприятий, частные и кооперативные предприятия

14*

IX.

продолжали облагаться по старым правилам. Тем самым част­ное предпринимательство было поставлено в особые условия (кооперация частично освобождалась от налога в декабре 1923г.). Налоговые ставки для частных промышленных пред­приятий стали постепенно подниматься.

Одновременно стало возрастать значение другого прямо­го налога — подоходного. В постановлении Десятого съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости «уси­лить обложение новой буржуазии и тех буржуазных профес­сий и промыслов, которое возрождаются при нэпе». Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г. В отличие от промыслового он учитывал не величину оборота предпри­ятия, а его доходность. Подоходное обложение имело четкую социальную направленность, которая усиливалась в каждом следующем Положении о подоходном налоге (второе было принято в ноябре 1923 г., третье — в сентябре 1926 г.). Закон упразднял внешние признаки облагаемых объектов (размеры предприятий, источники доходов и т. п.), сохранив разделе­ние по социальному признаку: доходы от личного труда по найму, личного кустарного труда, от владения предприятием на правах аренды или частной собственности. Устанавлива-*' лась прогрессивная шкала обложения.

В июне 1926 г. вводится Положение о налоге на сверхпри­быль, для ее исчисления устанавливался «нормативный прин­цип» — сами налоговые органы устанавливали норматив об­ложения и доля дохода, превышавшая «норму», считалась сверхприбылью.

Важное место в налоговой системе заняли местные нало­ги. В декабре 1921 г. и в конце 1922 г. закон дал перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установил пре­дельные ставки обложения. Однако местные органы сами до­полнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились: расходы на имущественное страхова­ние, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербо­вый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голода­ющим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т. п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладыва­ло ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены



Наши рекомендации