Государство и право в переход от капитализма к социализму 417
которые облекался синдикат, связывались непосредственно «с задачами борьбы за овладение рынком коммерческими методами».
Со второй половины 20-х гг. реконструкция экономической структуры, постепенное преодоление многоукладное™ привели к пересмотру отношения законодателя к синдикат-ским объединениям. Свертывание рыночных функций и усиление планово-регулирующих начал в деятельности синдикатов изменили их оценку, в которой существенно сместилось соотношение коммерческих, организационно-производственных и планово-регулирующих принципов.
В первые годы нэпа частные предприниматели, не имевшие других солидных источников кредитования, стремились связаться с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе вначале поощрялось государством: законодатель разрешил создание различных видов кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Последние организовывались как «открытые» кредитные организации, не ограничивающиеся обслуживанием только своих членов. Активное участие государственных хозорганов в ОВК могло превратить их в структуры, проводящие хозяйственную политику государства. С 1924 г. ОВК стали привлекать все больше частных клиентов. В их работе возросли удельный вес торговых операций и участие частных торговцев-оптовиков. Все больше они стали превращаться в торгово-кредитные организации крупных оптовиков.
С весны 1924 г. начинается период так называемой новой торговой практики. Госпромышленность производила перестройку своих балансов. Значительная часть ее средств перебрасывалась из сферы оборота в производство. Резко сокращались использование частного торгового посредничества и государственные кредиты частной торговле и ОВК. Сокращались сроки кредитования и учета векселей, возрастали проценты по займам и т. п. С весны 1925 г. эта политика по отношению к мелкой частной торговле несколько смягчается. Развитие системы кредитования частной розницы стало осуществляться путем усиления процесса акционирования мелких торговцев, однако трудности финансового и организационного порядка тормозили этот процесс. Конец 1925 г.
14-607
IX. |
знаменует новое сокращение кредитов частному сектору (в декабре прекратилось кредитование частной хлеботорговли, затем — частных заготовок). Весной 1926 г. было произведено широкое обследование ОВК, вскрывшее много финансовых злоупотреблений. С начала 1927 г. Наркомфин запрещает ОВК проводить товарно-комиссионные операции, а акционерным банкам — их кредитование. В этом году закрывается ряд ОВК.
Кредитная политика государства за первые годы нэпа проделала путь становления, прошедший через ряд этапов. Начав с поощрения частного кредита, государство стремилось сделать эту систему контролируемой. Затем государство попыталось направить ее в наиболее приемлемое русло. И наконец, по мере усиления госсектора государство начинает наступление на частный капитал, используя кредитную политику как способ регламентации, ограничения и вытеснения частного капитала.
С выходом на свободный рынок многие госпредприятия устремились в погоню за прибылью, часто забывая об общехозяйственном интересе. В связи с этим процессы ценообразования часто формировались стихийно. До 1922 г. регулиро-. вание цен трестами и синдикатами чаще всего сопровожда-*' лось их повышением. В конце 1922 г. была создана специальная комиссия по ценам (из представителей ВСНХ, Нарком-фина, Госплана, ВЦСПС и Комвнуторга), в задачи которой входило регулирование цен. После осеннего кризиса 1923 г. политика всех этих органов стала согласовываться с эмиссионной, кредитной и налоговой политикой госорганов. Начали разрабатываться межведомственные торгово-оператив-ные планы, поскольку только при координации усилий различных регулирующих органов ценообразование могло стать регулируемым процессом. Положительную роль в этом деле сыграли денежная реформа и введение в оборот твердого червонца (1924 г.).
Законодательное регулирование отпускных цен в промышленности началось с постановления СТО (октябрь 1922 г.), которое наделило Комвнуторг правами по координированию торговой политики ведущих хозяйственных органов. Комвнуторг получил право устанавливать предельные цены на ряд товаров. С весны 1924 г. начался процесс снижения цен на промтовары. Еще в феврале 1924 г. СТО поручил Комвну-