ГЬсударство и право в переход от капитализма к социализму 413
ровать их, усилив плановые аспекты в деятельности треста. Сложность и особенность хозяйственной ситуации заключались в том, что следовало учитывать одновременно две противоборствующие силы — стихию и план — и вести дело таким образом, «чтобы хозяйственный расчет и извлечение Прибыли вместе с плановым началом стимулировали хозяйственный интерес, направленный на построение социализма».
Возникновение акционерных обществ как особых организационных форм хозяйствования поставило два вопроса: являются ли они юридическими лицами и можно ли их расценивать в качестве государственных предприятий. Плановое начало, вторгаясь разными способами в сферу акционирования (издание привилегированных акций, обеспечение определенного числа мест в правлении за госорганами, введение режима «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества и т. п.), деформировало существенный признак акционирования — мобильность акций.
Вначале акционирование в значительной мере было рассчитано на привлечение частного капитала. В связи с этим в условиях многоукладное™ экономики возникла необходимость упростить порядок открытия акционерных обществ, облегчить положение акционеров, не оплативших акции, и пр. Вместе с тем на акционерную форму стали все больше обращать внимание в процессе поиска организационно-правовых форм для государственной промышленности, большое число ее предприятий эту форму приняло.
Возникал вопрос об определении юридической природы акционерных обществ: являются они публично-правовыми или частноправовыми образованиями? Поскольку их правовую основу составляли ст. 322—366 ГК РСФСР, акционерные общества могли быть отнесены к частно-правовым организациям, но уже в 1925 г. появляются требования более определенного юридического оформления той специфики, которую вносило в процесс акционирования участие государственного капитала.
В проекте закона «О государственных паевых товариществах» указывалось, что на эти организации распространяются все акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий. Сочетание государственного и частно-
414 ПО
го капиталов в рамках одной организационно-правовой формы было сложной задачей.
Закон различал два типа товарищеских объединений: «товарищество лиц» — простое, полное товарищество — и «товарищество капиталов» — акционерное общество. Участие государственных предприятий в товарищеских объединениях различного типа должно было нормироваться в каждом отдельном случае. Постановлением СТО в феврале 1926 г. государственным предприятиям было разрешено участие в простых товариществах, если это «не противоречит уставным целям предприятия.» В связи с этим открывалась возможность передавать простым товариществам бездействующие предприятия и государственное имущество. Постановление, однако, не урегулировало вопрос об ответственности государственных предприятий — членов товарищества — за долги частных лиц (членов того же товарищества). Но попытка создать более емкую организационно-правовую форму хозяйствования была налицо.
Не менее сложным был процесс внедрения в практику товариществ с ограниченной ответственностью и полных товариществ. Участие в них государственных предприятий и юридических лиц вообще регламентировалось по аналогии с участием физических лиц, что угрожало «общим началам социалистического хозяйствования». Поэтому наиболее приемлемой в этих условиях оказалась акционерная форма.
Если вначале процесс акционирования предполагал создание «автономных внеплановых хозорганов», то с 1925 г. он протекает под более жестким воздействием плановых регуляторов. Это потребовало пересмотра акционерного законодательства. В середине 1926 г. комиссия законодательных предположений при правительстве обсуждала проект «Положения об акционерных обществах», в котором много места отводилось статусу смешанных акционерных обществ с участием государственного и частного капиталов. На практике возникло несколько типов смешанного акционерного объединения: общества, где доля участия государственного капитала вовсе не фиксировалась либо не превышала 25%; общества с паритетным участием государственного и частного капиталов (чаще всего это были концессионные предприятия); общества с преобладающим участием государственного капита-