Государство и право в переход от капитализма к социализму 409
и находится под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правового), поскольку оно входит в систему планового хозяйства и подчиняется воздействию плановых органов.
С переходом к нэпу вновь стал актуальным вопрос о правовой форме хозяйственных предприятий. Перед законодателем встал ряд вопросов, ранее ему неизвестных: определение четких правовых рамок деятельности частных предприятий, установление правовых норм взаимодействия государственной, кооперативной и частной промышленности; разработка правовой базы для государственных предприятий, которая позволила бы им наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры. Сторонники рыночной системы заявляли: «нэп требует решительного, единого, централизованного законодательства, направленного ценой уступок интересам частных лиц и буржуазной идеологии на развитие производительных сил страны. В отношении гражданского права это означает восстановление основных положений гражданского законодательства, действующего в западноевропейских государствах».
Организационные формы государственной промышленности должны были строиться в соответствии с двумя основными функциями государства в сфере хозяйс1 кования: регулированием торговой деятельности и ее организацией. Приспосабливаясь к законам рынка, государственная промышленность вынуждена была использовать принцип конкуренции как инструмент для удержания рынка в собственных руках. С правовой точки зрения главной задачей овладения рынком являлось создание норм торгового законодательства.
Сочетание свободного рынка с системой основных государственных монополий в экономике для правовой «над-; стройки» должно было вызвать (с точки зрения рыночной концепции хозяйственного права) развитие коммерческого оборота на основе гражданского и торгового права, с одной стороны, и появление особой правовой формы для построения всей массы государственных предприятий, с другой.
Деятельность как государственных, так и частных предприятий регулировалась промышленным законодательством, разделенным на две сферы. Критерии разграничения основывались на разном подходе законодателя к тем или
410 К.
иным социальным группам предприятий. Товарно-денежное хозяйство обусловило сосуществование частно-правовых элементов с новыми формами планирования и регулирования. Главной задачей было установление наиболее эффективных организационных форм и отношений, в которые включались госпредприятия, участвуя в товарном обороте.
В свою очередь, рыночная деятельность госпредприятий потребовала их выделения в качестве субъектов права, т. е. наделенияих правами юридического лица. Обособление предприятия в коммерческом обороте шло по трем направлениям: счетно-бухгалтерскому, имущественному и хозяйственно-административному (управленческому).
С организационной точки зрения юридические лица делились на корпорации и учреждения. Характерными чертами юридического лица являлись: субъективность (самостоятельность в обороте), производность и инструментальность его органов, единство (целостность), бессрочность (срок его существования не оговаривался) и единообразие этого института (юридического лица) при различном его содержании. Оно могло возникнуть как объединение физических или юридических лиц. В последнем случае имело место появление сложного юридического лица, отличающегося особым способом образования, процедурой участия его членов в управлении делами и порядком использования результатов совместной деятельности. Сложные юридические лица различались по степени связи целого с частями. Практика дала три основные разновидности такой связи: акционерное общество — входящие в него юридические лица, достаточно автономны; трест — связь эта достаточно жесткая (усиленное единство, сниженная субъективность составных частей); син-дикатские и кооперативные объединения (промежуточный тип). По соображениям хозяйственной целесообразности закон признавал юридическими лицами самые различные формирования и не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали вне его прямых велений. С точки зрения гражданского оборота важным представлялось деление юридических лиц на преследующие чисто хозяйственные цели и преследующие цели публично-правовые, социальные, культурные. Это деление не совпадало с делением юридических лиц на публично-правовые и частноправ овые.
Государство и право в переход от капитализма к социализму411
Хозяйственная ситуация 1921—1922 гг. (максимальная автономия, отсутствие регулирующих центров и планов, стихийность рынка) выдвинула на первый план хозяйственную и юридическую самостоятельность трестов, когда «их юридическая природа превалировала над социально-экономической природой». Механизм товарного хозяйства позволял противопоставлять в сфере гражданско-правовых отношений трест как юридическое лицо другим государственным, хозяйствующим организациям. Вне рынка, в отношениях с вышестоящими органами, трест раскрывал другую свою сторону. Его отношения с ними приобретали внутренний функциональный, а не гражданско-правовой характер. Трест был одновременно хозяйствующим субъектом и хозяйственным органом.
Первое Положение о трестах было утверждено декретом ВЦИК и СНК в начале 1923 г. Подчеркивалось, что трест есть выделенное из общего состава государственного достояния имущество, которое находится в управлении «особых доверенных органов», действующих на правах юридических лиц. Руководящие органы (наркоматы, ВСНХ) являлись органами регулирования по отношению к тресту и одновременно включались вместе с ним в единую хозяйственную организацию. Это усложняло правовой статус треста как организации.
Структура треста включала его внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя (рыночная) сторона треста мыслилась как «заимствованные из частного хозяйства техника и прием работы», а внутренняя сторона — как «публично-хозяйственное содержание». В связи с этим процессы трестирования сопровождались двумя тенденциями: централизаторской и децент-рализаторской. Первая вела к созданию системы концернов, т. е. расширению сферы деятельности треста за счет присоединения к нему предприятий, производящих сырье и готовые изделия. Такие концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой.
По декрету о трестах 1923г. имущество треста распадалось на основной и оборотный капитал. Формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, и имущественная ответственность по долгам на него не распространялась. Однако на практике наметилась тенденция к выделению из состава основного капитала некоторого имущества, вовлека-
емого в оборот. Непосредственно это было связано с вопросом о кредитоспособности треста. Были поставлены вопросы о возможности перераспределять основной капитал между государственными предприятиями и о дополнительной ответственности трестов перед кредиторами-госорганами в полном объеме уставного капитала. Предполагалось при этом, что передача имущества одним государственным предприятием другому не будет означать его окончательного отчуждения (купли-продажи) и не окажет негативного воздействия на единство государственного имущественного фонда. Декрет о трестах 1923 г. предусматривал передачу трестам не совокупности имущественных прав, а совокупности вещей. Поэтому уставный капитал треста делился не по принципу оборачиваемости, а по производственному принципу: основной — оборотный капитал.
На первом совещании юрисконсультов государственной промышленности в 1925 г. декрет о трестах был подвергнут развернутой критике, в том числе и по вопросу о правовом режиме имущества трестов. По заданию правительства специально созданная комиссия ВСНХ начала работу по пересмотру Положения о трестах. Главные задачи были сформулированы следующим образом: «особо отразить в проекте нового декрета о трестах плановый характер работы трестов», урегулировать вопросы правового режима имущества треста и разграничения управления этим имуществом между СТО, ВСНХ и трестом.
В проекте нового закона о трестах перечислялись все основные организационные формы промышленности (не только тресты). Из текста была исключена прежняя мотивировка хозяйственной деятельности трестов: с целью извлечения «прибыли» и оставлена только ссылка «на коммерческий расчет». Наиболее важное нововведение — ликвидация ранее существовавшего деления уставного капитала треста на основной и оборотный. Вместо этого предусматривалось деление имущества на изъятое и неизъятое из оборота. Вместе с тем торговая сфера треста ограничивалась реализацией предметов только собственного производства. Если основными направлениями в деятельности треста были по декрету 1923 г. «извлечение прибыли» (автономия) и «общественные задачи» (плановость), то проект нового декрета пытался синтези-