Государство и право в переход от капитализма к социализму 407

Позднее законодатель легализирует запрещенную в 1920 г. подрядную деятельность частных лиц по заказам госорганов. Затем частное посредничество начинает использоваться в сфере товарообменных и торговых операций. В октябре 1921 г. СНК установил трехступенчатую очередность выбора госорганами посредников на рынке: предприятия сначала об­ращаются к кооперативной организации, затем к кустарю и лишь в случае неудовлетворительного ответа этих контраген­тов — к «частным лицам вообще».

С 1923 г. начинается вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участ­вовать лишь в заключении сделок между госорганом и част­ным лицом. Этим декретом было положено начало размеже­ванию двух рыночных секторов — обобществленного и част­ного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых аген­тов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт упразднял­ся в государственном секторе.

Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж — ор­ганизаций, в деятельности которых сочетались хозяйствен­но-оперативные и контрольно-регулирующие функции. Ис­тория советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их органи­зации приступает ВСНХ. Первые биржи действовали на ос­нове своих уставов, ориентированных на уставы централь­ных бирж Москвы, Петрограда и Киева. В августе 1922г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций. Законодатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В июне 1922 г. ВСНХ обратил­ся к биржам с предложением усилить привлечение на биржу частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржа­ми». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж. В сентябре 1922 г. СТО принял

IX.

постановление «О регистрации внебиржевых сделок гос­предприятий», предписывающее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорга­нов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер:

биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полнос­тью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.

По определению НКВнуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло им экономи­ческими мерами решать задачи по регулированию товарообо­рота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации рас­крывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действу­ют на началах самоуправления, они не являлись ни государст­венными учреждениями, ни частными организациями, а ор­ганизациями общественными. В составе бирж создавались . секции частной торговли. Для координации работы бирж уч-'" реждалось Бюро съездов биржевой торговли.

Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех ор­ганизационно-правовых форм хозяйствования и соответству­ющих им правовых институтов. Имущественный оборот в условиях многоукладности по своей структуре состоял из: го­сударственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товар­ного оборота (где взаимоотношения между государственны­ми предприятиями строились на договорной основе); частно­го товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота.

В условиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались. С этим была связана двойст­венность правового положения хозяйственных субъектов. Имущественный фонд предприятия, его деятельность, связи с другими предприятиями оказывались подчиненными дей­ствию двух правовых режимов: автономного (частно-право­вого) , поскольку предприятие участвует в товарном обороте


Наши рекомендации