Государство и право в переход от капитализма к социализму 405

щее промышленным предприятиям переносить свои товаро­обменные операции за пределы «местного оборота» и пере­ходить к купле-продаже. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены Наказом СНК «О новой экономической поли­тике» , новый договор между Наркомпродом и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе.

Правовое оформление торгового оборота шло по двум направлениям: по пути легализации тех или иных конкрет­ных форм торговой деятельности и по пути включения в обо­рот все новых предметов. В июле 1921 г. был установлен раз­решительный порядок открытия торговых заведений. Посте­пенно отменялись государственные монополии на различ­ные виды продукции и товаров.

С мая 1921 г. законодатель начинает рекомендовать мест­ным органам власти избегать излишней регламентации част­нохозяйственной деятельности. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный (явочный ) поря­док регистрации, пересмотрены допустимые размеры ис­пользования наемного труда (с десяти рабочих в 1920 г. до двадцати на одно предприятие, по июльскому декрету 1921 г.). Законом была предусмотрена денационализация мел­ких и кустарных предприятий. Более крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам (собствен­ником при этом оставалось государство).

В 1922 г., когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел приобрели большое значение в организа­ции всего народного хозяйства в целом, возникла нужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреп­лении их в едином документе. Таким документом стало май­ское постановление ВЦИК 1922 г. «Об основных частных имущественных правах», в котором был провозглашен прин­цип: «все, что не запрещено — дозволено». (Декларирован­ные в постановлении имущественные права были детально развернуты в статьях принятого четвертой сессией ВЦИК девятого созыва Гражданского кодекса РСФСР.)

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение была введена новая денежная единица с золотым обеспечени­ем и проведен обмен старых денег на новые. В ходе реформы сформировалась финансовая «ортодоксальная» политика (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступле­ния, активный внешнеторговый баланс), противопоставлен-

IX.

ная идее «диктатуры промышленности». Политика Нарком-фина столкнулась с политикой ВСНХ.

На теоретическом уровне противоречие выразилось в борьбе концепции Преображенского о превалировании про­мышленности над другими отраслями хозяйства (и эксплуата­ции социалистической индустрией досоциалистических форм производства) и концепции Бухарина, основанной на идее союза индустрии с крестьянским рынком, ее питающим. Первая установка предполагала централизованное планиро­вание и высокие темпы реализации, вторая настаивала на эволюционном и постепенном развитии, отводила важную роль кооперации.

До августа 1921 г. государственные промышленные пред­приятия снабжались сырьем и сбывали свою продукцию ис­ключительно через заготовительные центры главков. Наказ СНК (август 1921 г.) «О новой экономической политике» за­ложил основания для перевода госпредприятий на начало хозяйственного расчета. Предприятиям предоставлялось право приобретать и сбывать товары на вольном рынке. Для пополнения оборотных средств предприятия стали прибе­гать к часто убыточной распродаже сырья и продукции. Стремление ряда предприятий выступить самостоятельны­ми субъектами оборота выразилось в усилении процесса об­разования хозрасчетных трестов, свободно оперирующих на рынке. Законодательного оформления тресты не получали с осени 1921 г. до апреля 1923 г., когда был принят специальный декрет о трестах.

В целях упорядочения сбыто-снабженческой деятельнос­ти трестов с 1922 г. начинают создаваться торговые объедине­ния — синдикаты. На первых порах сами синдикаты подда­лись увлечению чисто торговой деятельностью, что привело к участию в их операциях большого числа частных посредни­ков. Усилению частного торгового посредничества способст­вовали также известная неразборчивость трестов в выборе клиентуры и слабость сбытового аппарата трестов и синдика­тов.

С проблемой частного посредничества государственная промышленность столкнулась уже в начале нэпа. В августе 1921 г. госпредприятия получили право привлекать в качест­ве поставщиков необходимой им продукции частных лиц.


Наши рекомендации