Государство и право в переход от капитализма к социализму 403

раслевые отделы). Главное экономическое управление осу­ществляло регулирование промышленности в целом, Цент­ральное управление государственной промышленности осу­ществляло руководство отраслевыми трестами.

Первые тресты стали возникать еще летом 1921 г. Введе­ние хозрасчета на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельными субъектами оборота. Внутри самих трес-товых объединений существовал «внутренний хозрасчет» предприятий. Мелкие и кустарные предприятия входили в сферу регулирования Главного управления по делам мелкой и кустарной промышленности (Кустпром), являвшегося под­разделением ВСНХ.

Распределительный механизм, созданный государством еще в годы гражданской войны, широко использовал работу потребительской кооперации. В августе 1918 г. был принят декрет «об обязательном обмене», в котором кооперация рас­сматривалась как инструмент распределения продуктов. В но­ябре 1918 г., когда все торговые предприятия были национа­лизированы, склады и лавки кооперативов оставались в их управлении, но под контролем Наркомпрода. Последний на­значал своих представителей в правление областных и гу­бернских объединений кооперативов. (Эта мера совпала с временным возвращением меньшевиков и эсеров в Советы.) Национализация московского Народного банка покончила с финансовой независимостью кооперативов.

В декабре 1918 г. Съезд рабочих кооперативов усилил представительство в Центросоюзе для этой категории объ­единений. В марте 1919 г. все типы кооперативов (рабочие и общегражданские) объединялись в единый распределитель­ный орган — Потребительскую коммуну, в которую «включа­лось все население». Потребительские коммуны объединя­лись в губернские союзы, избиравшие своих делегатов в Центросоюз (система кооперативов повторяла систему Сове­тов), кооперативный отдел ВСНХ был закрыт и контроль за системой возлагался на Наркомпрод.

В январе 1920 г. имущество производственных и кредит' ных кооперативов было передано потребительской коопера­ции, была создана единая сеть кооперации во главе с бюро' кратизировавшимся Центросоюзом. Завершилось огосудар­ствление кооперации.

Наркомат продовольствия, которому в самом начале нала

были поручены товарообменные операции (с использовани­ем кооперативного распределительного аппарата), вскоре ут­рачивает эту функцию. В мае 1922 г. при СТО была создана Комиссия по внутренней торговле (Комвнуторг), преобразо­ванная в 1924 г. в Наркомат внутренней торговли. Нарком-прод при этом был ликвидирован. В 1925 г. Наркомторг объ­единяется с Наркомвнешторгом.

В марте 1921 г. Десятый съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене продовольственной разверстки продовольствен­ным налогом». Разверстка как способ государственных заго­товок заменялась натуральным налогом, не стесняющим «правильного и спокойного ведения хозяйства на основе сво­бодного распоряжения земледельцем своими хозяйственны­ми ресурсами.» После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них «излишки» на нужные им товары.Обмен предполагалось проводить как через коопера­тивные организации, так и на рынках и базарах. Закон допус­кал обменные операции только в пределах «местного хозяй­ственного оборота». В общегосударственном масштабе това­рообмен планировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции, осуществляемых после уплаты ^населением налога. Проведение товарообмена должно было сдерживать развитие частной торговли и подготовить усло­вия для последующей замены торговли натуральным продук­тообменом.

По Генеральному договору, заключенному Наркомпродом с Центросоюзом, товарообменные операции сосредоточива­лись в руках потребительской кооперации. Контрольные функции и право устанавливать обменные эквиваленты Нар-компрод оставлял за собой. Нередко продорганы на местах своими действиями стесняли операции потребкооперации. Развитие свободного обмена весной 1921 г. вызвало новое оживление «мешочничества», в производящие губернии хлы­нула огромная масса индивидуальных заготовителей. Коопе­рации, не располагавшей большими средствами, приходи­лось конкурировать с частными торговцами; монополии, предоставленные кооперации, не соответствовали ее реаль' ным возможностям. Уже в июне 1921 г. Центросоюз предло­жил перейти от натурального обмена к купле-продаже.

В июле 1921 г. ВСНХ принял постановление, разрешаю-


Наши рекомендации