Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 249
В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858—1859 гг. образовалось около 50 губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали представители правительства (по два в каждом комитете). В комитетах были выражены различные политические убеждения, стали образовываться фракции.
Дворянство нечерноземных областей соглашалось на быструю и полную ликвидацию крепостного права, но при достаточно высокой компенсации своих потерь: крестьяне должны были получать земельные наделы за значительный выкуп. Помещики черноземных губерний соглашались на безвозмездное освобождение своих крестьян, но без земли, которая для них представляла большую ценность.
В рескрипте, изданном в ноябре 1857 г., были сформулированы основные положения реформы: земля по-прежнему считается преимущественной собственностью помещиков;
крестьянам предоставляется право выкупа усадебной оседлости в определенный срок; им отводились дополнительные угодья для обеспечения потребностей и отбытия повинностей; на крестьян возлагалась обязанность отработки барщины и выплаты оброка в определенных размерах. На весь переходный период за помещиками сохранялись функции вотчинной полиции, а крестьянам предписывалось организоваться в сельские и волостные общества.
К концу 1858 г. во всех губерниях действовали дворянские комитеты по крестьянским делам. К наиболее радикальным предложениям, обсуждавшимся в комитетах, относился проект Унковского о полном выкупе крестьян с землей при содействии правительства: крестьяне в рассрочку уплачивают стоимость земли, а государство — вознаграждение помещикам за утрату ими права распоряжаться крепостной рабочей силой.
Развернувшуюся в комитетах дискуссию правительство попыталось направить в нужное русло посредством более
гяо |
VI. |
строгой регламентации содержания и формы их деятельности. Консерваторы проводили идею, что наделы крестьянам передаются лишь на время, а затем их следует вернуть в полное распоряжение помещиков. Крестьяне же, получив свободу, не получают земли. За помещиками сохранялась вотчинная власть в имениях.
Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами. Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно ста1ь превращение крестьян в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей. В заседаниях Главного комитета определились две позиции — одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая — передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.
Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса кресчьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило: было отдано предпочтение позиции НА. Милютина, а не Я.И. Ростовцева.
В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце 1860 г.