Государство и право Российской империи в период абсолютизма 223

Для решения межведомственных вопросов могли созы­ваться совещания министров. В Манифесте 1802 г. деятель­ность и организация таких совещаний не были конституиро­ваны, в 1812 г. они получают законодательное оформление в лице Комитета министров. В комитет входили по должности министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь, остальные члены назна­чались императором.

Комитет рассматривал законопроекты, отчеты минис­терств, различные вопросы, связанные с управлением стра­ной и подбором кадров чиновников. Все решения кабинета должны были утверждаться императором.

С усилением роли Канцелярии значение Кабинета мини­стров в делах государственного управления снижается.

Вместе с постоянно действующими центральными органа­ми власти и управления в первой половине XIX в. действова­ли временные комитеты (секретные органы). Они создава­лись императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов (например, об устройстве государственных крестьян в 1828, 1835, 1849гг., финансовых вопросов в 1812, 1840, 1842 гг.). Большую работу провели негласный комитет, подготавливавший реформу органов го­сударственного управления в 1801—1803 гг., комитеты по борьбе с голодом 1840 г., комитеты, управлявшие страной в период отсутствия императора в 1828 и 1849 гг. В результате работы комитетов по упорядочению управления государст­венными крестьянами (1837—1838 гг.) в губерниях были уч­реждены палаты государственных имуществ, в уездах — ок­ружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные управления.

После декабрьских событий 1825 г. правительство прини­мает ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасности. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политических органов. Еще ь 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 г. было создано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов. В 1810 г. из него было выделе­но особое Министерство полиции, наделенное чисто поли­цейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) оно вновь было включено в состав Министерства внутренних дел.

В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних

дел (занимавшаяся вопросами политической и государствен­ной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии — именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии. В задачи отделения входили руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение «подозрительных людей», управление тюрьма­ми и наблюдение за иностранцами.

Структура Третьего отделения включала пять экспеди­ций.

— первая (секретная) вела непосредственную борьбу с ре­волюционным движением, осуществляла следствие по поли­тическим делам, наблюдала за деятельностью революцион­ных организаций и отдельных лиц. В своей работе она опира­лась на разветвленную агентурную сеть.

— вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и долж­ностными преступлениями. В ее ведении находились полити­ческие тюрьмы: Шлиссельбургская и Петропавловская кре­пости, Алексеевский равелин.

— третья экспедиция организовывала наблюдение за ино­странцами, проживавшими в России.

— четвертая вела борьбу с крестьянскими волнениями и выступлениями.

— пятая экспедиция (созданная в 1842 г.) осуществляла цензуру.

В связи с изменением подчиненности Особой канцелярии Министерства внутренних дел и ее вхождением в состав Соб­ственной Его Величества канцелярии изменилась и структура Третьего отделения, состоявшего к 1826 г. из восьми отделов. Третье отделение подчинялось непосредственно императо­ру. Интересующие сведения оно могло затребовать у любого министра, генерал-губернатора и губернатора.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято «Положение о корпусе жандармов». Создавалась сеть жандармских округов, подчи­нявшихся главному жандармскому управлению. На местах су­ществовали губернские жандармские управления и город­ские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях). В задачи жандармских команд входили «усмире­


Наши рекомендации